Применение приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике

Автор статьи: Флешель Андрей

Опыт применения приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике и другие контексты применения БОС аппаратуры.

Видео запись доклада: 

В следующей статье я описываю мой опыт психотерапевтическокго применения приборов биологической обратной связи БОС (biofeedback) разработанных компанией Целительные Ритмы. Не имея результатов стандартизированного исследования я должен отметить что описываю свои наблюдения основанные на моих гипотезах и данная статья предлагает направления для последующих исследований.

Оборудование биологической обратной связи разработанное компанией Целительные Ритмы предназначено для домашнего и офисного применения и адаптировано для работы без профессиональной подготовки в области биологической обратной связи.

Применение приборов биологической обратной связи БОС в психотерапевтической практике

Приборы биологической обратной связи считывает физиологические показатели играющего с помощью специального оборудования и отображает эту информацию на экране компьютера. Сенсоры регистрируют электрическое сопротивление кожи, изменения пульса и кровяного давления. Играющему предлагается изменить свое психофизическое состояние с помощью упражнений по саморегуляции (расслабление, повышение тонуса или достижение оптимального сбалансированного состояния). Управляя своим состоянием на уровне вегетативной нервной системы, играющий влияет на игру — например, в одном из элементов игры нужно поднять шар в воздух, для этого нужно чтобы сенсоры зарегистрировали понижение тонуса, т.е. нужно расслабиться.

В представленной игре очевидно преимущество сказочного, волшебного сюжета для того, чтобы она стала привлекательной для детей и подростков, где они учатся искусству саморегуляции в не навязчивой и адекватной возрасту форме.

Я применял данное оборудование в разных терапевтических контекстах работая в трех программах психотерапевтической помощи, вписав применение программы в работе с более чем сорока клиентами. Во всех работах дана программа была использована как дополнение к основной терапевтической модальности поддерживаемой психотерапевтической компанией- провайдером предлагаемых сервисов.

Первая программа где я применил Оборудование биологической обратной связи- реабилитационная программа поведенческого здоровья (BHRS- Behavioral Health Rehabilitation svc), компания Northwestern Human svc, Lancaster PA. Работая в должности поведенческого специалиста и мобильного терапевта (Behavioral SpecialistMobile Therapist) я вписывал применение данных программ в оосновные терапевтические модальности работы одобренные провайдером услуг- когнитивная поведенческая терапия (Cognitive Behavioral Therapy) и поведенческий анализ и модификация поведения (Behavioral Analysis/Behavioral Modification). Программа была использована с разрешения клинического супервизора и родителей с десятью детьми и подростками с поведеческими нарушениями. Возраст клиентов 10-15 лет, шестерым из них был поставлен диагноз СДВГ(ADHD) синдром гиперактивности и расстройство внимания, пятерым из них были поставлены диагнозы связанные с эмоциональными расстройствами(Mood Disorders), у двоих расстройства из спектра Аутизма (Autism spectrum). Как видно и предыдущего описания у некоторых клиентов диагностировали больше одного расстройства.

Применение игровой программы биологической обратной связи сразу же показало преимущество этого метода в установлении терапевтического контакта с детьми и ненавязчивого преподнесения терапевтической информации огибая уже существующий зачастую барьер отношения к терапевту как к лицу искусственно вмешивающемуся в семейную систему. Игровая форма подачи подеерживала живой интерес детей к участию в терапии и способствовала естественному развитию психологических навыков. С использованием программ дети демонстрировали умение уравновешивать свои эмоциональные перепады, идентифицировать свои эмоции и воспринимать психологическую информацию значительно быстрее детей к которым не применялись методы биологической обратной связи. Повторяю, я говорю только о своих субьективированных наблюдениях. Я наблюдал относительно быстрое снижение ведущей симптоматике включая изменения в физиологических функциях (к примеру, сон и аппетит).

Далее я продолжил применение программы в терапевтических программах для детей и подростков с участием семьи ориентированной на более интенсивное терапевтическое вмешательство (Family Based Therapy svc), компания Northwestern Human svc, Lancaster PA. Следующая программа была ориентированна на кризисное терапевтическое вмешательство в семьи в которых терапия была последней альтернативой институциализации клиента в исправительных или лечебных стационарных программах или в случае лишения родительских прав. Показаниями к предписанию этих сервисов были психиатрическое, эмоциональное или поведенческое расстройство в сочетании с значимым нарушением в семейной динамики и разного рода рискомкризисом. Программа была использована с разрешения клинического супервизора и родителей с тридцатью шестью детьми и подростками. Данная терапевтическая программа предполагала кратковременную интенсивную терапию на дому и переход к менее интенсивным программам. Возраст клиентов 4-18 лет, пятерым из них был поставлен диагноз СДВГ(ADHD), тридцати трем из них были поставлены диагнозы, связанные с эмоциональными расстройствами(Mood Disorders), у двоих были диагностированны психотические расстройства(Psychotic Disorders), у двоих расстройства из спектра Аутизма (Autism spectrum). Как видно из предыдущего описания у некоторых клиентов диагностировали больше одного расстройства. Оборудование биологической обратной связи продемострировали эффект описанный в предыдущем параграфе. Более того к преимуществам этого метода в данном контексте добавилась возможность продлить эффект терапевтической работы и смягчить переход к менее интенсивной программе.

На следующем этапе испытания программы я использовал ее в психотерапии жертв сексуального насилия и терапии детей и подростков с девиантным сексуальным поведением (Outpatient Therapy for sexual abuse victims& sexual deviation treatment), компания Joseph J Peter’s Institute, Philadlphia PA. Возраст клиентов 4-19 лет, девять детей были жертвами сексуально неадекватного поведения, двенадцать детей и подростков с девиантным сексуальным поведением, восьмеро из них признали что сами были жертвами сексуально неадекватного поведения. Большинство детей и подростков демонстрировали эмоциональные расстройства связанные с травматическим опытом, и поведенческие нарушения, у некоторых провлялась психотческая симптоматика. В данном контексте использование оборудования биологической обратной связи помогло экологично установить терапевтический контакт давая детям и подросткам возможность начинать терапевтический процесс с саморегуляции, давая время на формирование терапевтического контакта перед началом работы с травматичным опытом. Кроме того Данная методика использовалась при работе с родителями жертв сексуальных преступлений в котексте исцеления их травмы и обучения поддержанию эмоционального баланса а также в в восстановлении нарушенного эмоционального контакта с детьми.

В представленных ниже информационных ресурсах Вы сможете ознакомится с исследованиями в области применения БОС аппаратуры с детьми с расстройствами СДВГ, расстройствами из спектра аутизма и другими нарушениями развития а также при применении БОС в терапии эмоциональных расстройств.

Нельзя недооценить возможности методик с использованием оборудования биологической обратной связи и в развитии детей без значительных нарушений. Кроме развития навыков эмоционального баланса, формирования стрессоустойчивости и развития эмоционального интеллекта я бы обратил внимание на метафорический сказочный язык описанных программ. У компьютерной игры с использованием БОС сказочный сюжет, включающий базовые метафоры развития человека для формирования основ навыков самопознавания.

Имеет смысл также упомянуть об успешном применении БОС в профилактике и лечении психогенных соматических заболеваний, лечении высокого кровяного давления, и мигреней.

Среди нетерапевтических возможностей применения БОС аппаратуры выделяется контекст управления стрессом и профилактика профессионального выгорания в корпоративном мире, развитие интеллектуальных и ментальных навыков с профессионалами в областях требующих повышенной психологической эффективности и баланса (спецслужбы, топ менеджеры, ученые, спортсмены, хирурги ит.д.)

Я упомянул далеко не все области возможного применения БОС аппаратуры и в частности аппаратуры предлагаемой компанией Целительные Ритмы (США), которые требуют детального рассмотрения и исследования.

Флешель Андрю (США, Украина): психотерапевт, тренер, супервизор, специалист по телесно-ориентированной психотерапии.

Опыт работы 17 лет, из них 8 лет в клиниках и кризисных центрах в США. Ведёт обучающие программы по телесно-ориентированной психотерапии, работе c  психологической травмой и др.

Биологическая Обратная Связь,как приобрести, взять в аренду, обучиться.

+380968819694 +380997703288, скайп: fleshelll

Доклад:

Видео запись доклада: 



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
  • Петли обратной связи в семейной системе
  • Магия позитивной обратной связи
  • Что полезно знать учителям об обратной связи?
  • О пользе обратной связи на примере Крошки Цахеса.
  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Везде нужны связи.. хорошие нейронные связи
  • Опыт применения понимающей психотерапии в наркологической службе в работе с детьми
  • К вопросу о «биологической целесообразности» цветового зрения.
  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Про нарушения связи психо- и сомо- в клиентской работе с травмой
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Программа индивидуальной работы с клиентами с нарушениями пищевого поведения.
  • Тревожные расстройства у детей и подростков. Когда нужна помощь специалиста?
  • О связи психоанализа и работы мозга
  • Жизнь с обратной стороны
  • О либидо, о терапии и восстановлении связи с жизнью
  • Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА
  • Эмоциональные связи: проблемы родителей (часть 2)
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Всё, что ты хочешь, находится на обратной стороне страха
  • Мой практический опыт работы с психосоматикой у детей и мл.подростков.
  • Не утонуть в позитиве! Немного об обратной стороне позитивного мышления.
  • Стены помогающие выжить - взгляд с обратной стороны зеркала
  • Учиться на чужих ошибках-или результат обратной стороны медали..
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Формирование учебного процесса у детей с расстройствами аутистического спектра.
  • Некоторые аспекты развития младенца в связи с детско-родительскими отношениями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь