Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей

Хочу рассказать о  методе БОС - терапии, который использую в своей работе психолога отделения медицинской реабилитации детской городской больницы. О его возможностях, преимуществах и противопоказаний. Работаю с детьми в возрасте от 5 до 18 лет. 

Биологическая обратная связь – это без лекарственный метод терапии. С помощью специальных технических устройств, которые выполняют роль физиологического зеркала, человек в буквальном смысле может видеть или слышать свои физиологические параметры. Например: частота пульса, мышечное напряжение, выраженность ритмов головного мозга.


Терапия с использованием биологической обратной связи БОС у детей


 

В процессе БОС – терапии пациент обучается целенаправленно управлять этими показателями, что в результате приводит к благоприятным изменениям функционирования различных систем организма.

 Такими специальными техническими средствами является реабилитационные, психофизиологические комплексы для тренинга с биологической обратной связью. У нас в России несколько таких именитых научно - производственных компаний ведущих разработку оборудования для тренингов с БОС. Я работаю на оборудовании НПК  Медиком  МТД  комплекс психофизиологический реабилитационный для тренинга с БОС "Реакор-Т"

Он предназначен для реализации методик обучения навыкам саморегуляции, проведения оздоровительных и реабилитационных процедур на основе БОС с целью повышения устойчивости пациента к стрессогенным факторам, для немедикаментозного восстановления нарушенных функций, улучшения нервной регуляции при различных заболеваниях, фобиях, патологических состояниях и зависимостях, а также для психофизиологической диагностики и объективного психологического тестирования.

В связи с тем, что метод БОС – терапии не несет за собой побочных эффектов и практически не имеет противопоказаний, поэтому он широко применяется в терапии нарушений у детей:

· Лечение неврозов, панических атак, внутренней психической напряженности;

· Терапия тревожно-фобической симптоматики;

· Улучшение психической адаптации, повышение психической устойчивости к стрессогенным факторам;

· Логоневроз (заикание) и другие нарушения речи у детей;

· Нейрогенный мочевой пузырь, ночное недержание мочи;

· Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, острый и хронический бронхит);

· Головные боли напряжения и мигрени;

· Хронические стрессы и посттравматические стрессовые расстройства;

· Заболевания сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония и функциональные головные боли; функциональные нарушения ритма сердца; артериальная гипертензия; гипертоническая болезнь);

· Заболевания опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие);

· Восстановление после травм; последствия черепно-мозговых травм;

· Последствия заболеваний центральной и периферической нервной системы (инсульт, детский церебральный паралич и т.д.);

· Синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей и подростков, проявляющийся в неусидчивости, невнимательности, трудности к концентрации и обучении.

ПРЕИМУЩЕСТВА БОС-ТЕРАПИИ

• Отсутствие побочных эффектов, т.к. методика БОС является немедикоментозной;

• Устранение самой причины заболевания, а не его следствий;

• Обучение навыкам саморегуляции, релаксации и управляемого восстановления поражённых органов и систем;

• Полная совместимость с любыми методами медицины;

• Длительное сохранение полученных в ходе курса БОС-терапии навыков саморегуляции. Так как в течение всего курса БОС - терапии происходит обучение сознательному управлению своим состоянием, а затем этот навык используется пациентом уже в обычной жизни без применения специальных технических средств.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БОС - ТЕРАПИИ

От 10 до 25 сеансов по 30-40 минут ежедневно или через день.

Детский сеанс длиться 10 -20 минут.

В коррекционном курсе для одного пациента возможно сочетание различных видов БОС-тренингов.

Для достижения стабильного результата каждому клиенту подбирается индивидуальный курс тренингов, с учетом индивидуальных особенностей работы и психоэмоционального состояния.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ БОС-ТЕРАПИИ

БОС влияет на физические, эмоциональные, интеллектуальные процессы и поведение человека за счет оптимального использования резервных возможностей его организма.

Необходимый эффект достигается путем обучения и приобретения навыков сознательного воздействия человека на различные биологические показатели (частоту сердечных сокращений, тонус сосудов, периферическую температуру, глубину дыхания и др.).

Биоуправление может быть использовано в качестве самостоятельной психотерапевтической методики, а также служить эффективным инструментом, помогающим достичь более выраженного и стойкого терапевтического эффекта, исключить или снизить дозу назначаемых психотропных препаратов, научив пациента управлять вегетативными функциями.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

!!! Абсолютные противопоказания отсутствуют.

Относительные (непостоянные) противопоказания:

§ Возраст младше 5 лет;

§ Грубые нарушения интеллекта, внимания, памяти;

§ Все противопоказания к электроэнцефалографии и индивидуальные реакции на проводимые процедуры;

§ Отдельные виды эпилепсии;

§ Соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, а так же наличие сердечно – сосудистой патологии в стадии обострения;

§ Психопатии, расстройства личности;

§ Наличие у пациента искусственного водителя ритма ЧСС;

§ Ожирение III степени.

Для эффективного осуществления метода БОС-тренинга абсолютно необходима мотивация, т.е. активное желание лечиться самого пациента. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен как психологической установкой человека на выздоровление, так и внешними факторами, повышающими заинтересованность пациента в процессе и результатах лечения.

У детей для максимальной эффективности процедуры широко используется технология мотивационного подкрепления: каждое правильно выполненное задание награждается показом мультфильма, слайдов, игрой и интересными видеорядами картинок. 

За почти трехлетнюю практику работы с этим методом  и наблюдения за детьми можно сказать, что эффективность курса лечения с БОС трудно переоценить.  Даже за 10 сеансов заметно улучшается психоэмоциональный статус ребенка: реже проявляются заикание, таки, а то и вовсе прекращаются. Ребенок  спокойнее реагирует в тревожных и стрессовых ситуациях. Родители замечают, что с подростком стало легче договориться, снижается импульсивность и раздражительность. А ребенок ,который прошел курс "Когнитивного тренинга" стал более сосредоточенным и внимательным на уроках и при выполнении домашних заданий. 

С удовольствием наблюдаю, как мои подопечные  уходят благоприятным изменениям функционирования различных систем организма.

 



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Методика семинара-тренинга «Применение арт-терапии в психосоциальной и психолого-педагогической практике"
  • Противопоказания к психодинамической терапии
  • Положительные эффекты песочной терапии для детей с учетом возрастных особенностей
  • Эффективность холотропного дыхания в терапии тревожно-фобических и депрессивных состояний.
  • Семья в терапии на различных этапах её развития
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Головные боли, нарушения сна, повышенная раздражительность.
  • 15 ПЛЮСОВ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ для "особенных" детей
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Основы терапии нарушения привязанности
  • Отличие тренинга от индивидуальной терапии, или Зачем идти к психологу.
  • Методы арт-терапии при работе с детьми, переживающими последствия развода.
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Проблемо-ориентированный подход в терапии детей и подростков
  • Психобиологическая коррекция внимания у детей с синдромом нарушения внимания и гиперактивностью
  • Отличие тренингов и терапии
  • Эмоциональные нарушения у детей и подростков
  • Работа с эмоциями и чувствами у детей с помощью арт-терапии. Примеры из практики
  • Использование методов когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции детей и подростков.
  • Метод символдрамы для терапии панических атак
  • Преимущества арт-терапии в работе с детьми.
  • Хроники школьного психолога "КПО как метод психологического тренинга"
  • Пример работы с постстрессовым состоянием методом эмоционально-образной терапии
  • Техника проведения групповой работы методом семейной системной терапии по Берту Хеллингеру
  • Почему от терапии мне только хуже?! О ПТСР, маскированной депрессии и боли в терапевтическом процессе
  • Травмы детства: стадии восстановления в терапии
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Письмо родителям о терапии для детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь