|
Проблемо-ориентированный подход в терапии детей и подростковАвтор статьи: Инна Шаповальянц
Проблемо – ориентированный подход в терапии детей и подростков. И.Шаповальянц Москва, 2013 В последнее время все большее распространение находят методики и техники работы с детьми, направленные на решение проблем и развитие навыков самостоятельного принятия решения (Ben Furman, , Mirna B Shure, Lawrence Shapiro и др). С помощью простых диалогов и игр дети учатся решать проблемы и конфликты с друзьями, учителями и членами семьи. В любой ситуации находить альтернативные способы действия, оценивать их последствия, а также учитывать чувства других людей. В основном терапия направлена на решение конкретной проблемы и носит название Проблемо - ориентированная терапия. Она основывается на поощрении детей, их семей признавать и опираться на свои сильные стороны и ресурсы. Делать акцент на будущем , учитывая при этом прошлый опыт , который является чрезвычайно важным в успехе терапии. У многих детей и их родителей существует потребность и желание поговорить о своих проблемах. Это очень важно и является неотъемлемой частью терапии. Тем не менее, следует быть осторожными, чтобы не тратить слишком много времени на разговор о проблеме, а направить все усилия на ее решение. В совместной терапии родителей и детей необходимо сосредоточиться на настоящем, на том, что уже есть и хорошо работает в их жизни. Даже если это всего лишь крошечное достижение в жизни семьи, акцент делается именно на этом. Если ребенок, например, говорит : “..... у меня почти все время проблемы в школе”. Тогда мы можем обсудить конкретно, что это значит - проблемы? Мы можем сказать “ ты сказал, почти все время . Мне интересно, чем отличается то время, когда у тебя есть проблемы и когда их нет. Чем отличается это время ? Даже, если это всего лишь один час. Покажи разницу !”. Проблемно-ориентированные стратегии эффективны в различных ситуациях. Можно, например, наметить несколько путей решения, а затем выбрать тот, который больше подходит клиенту с точки зрения его возможностей и ожиданий от терапии. Используя метафору, вместо того, чтобы делать на манеже круг за кругом на лошади, можно сделать попытку выйти и поездить в парке. Особенно привлекательным в методе проблемо- ориентированной терапии является совместная работа с семьей, без навязывания своего мнения или представлений о том, как клиенты должны думать , что они должны и что не должны делать. Так что сотрудничество является основной частью терапии. Весь подход строится на уже существующих сильных сторонах семьи, которые могут быть мобилизованы, чтобы двигаться в правильном направлении. Очень эффективным является подход при работе с подростками и детьми младшего школьного возраста. Чаще всего подростки, которые неохотно делятся своими проблемами, но с удовольствием готовы поэкспериментировать. Поэтому проблемо-ориентированный подход часто оказывается сюрпризом. Не часто ребенка спрашивают их мнение или совет, что бы они посоветовали другим детям, у которых похожая проблема . Такой процесс способен расширить возможности людей признать их сильные стороны и построить стратегию терапии на их собственных ресурсах. Этот подход также эффективен в работе с маленькими детьми и взрослыми. Благодаря этим методикам застенчивые дети становятся уверенней в себе, а активные – сдержаннее и спокойнее. Проблемо- ориентированный подход не отрицает проблем прошлого опыта, не означает краткости и лаконичности терапии, это просто еще одна дорога к решению различных проблем.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|