Использование методов когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции детей и подростков.

Автор статьи: 404

       Не все методы психотерапии и психокоррекции, которые используются в работе со взрослыми, подходят для работы с детьми и подростками.

       Хорошие результаты в работе с детьми  дает использование методов когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) 

       Главная идея этого подхода состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. Когнитивная терапия предполагает, что проблемы  возникают главным образом из-за искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях.Эти неверные представления возникают в результате неправильного научения в процессе развития личности. Психолог помогает клиенту найти эти  искажения в мышлении и научиться альтернативным, способам формулирования своего опыта.

       Цель психологической помощи в этой  парадигме  – создание новых условий для научения, т.е. выработка нового обусловливания и на этой основе помощь в овладении новым поведением. Частные цели включают  в себя: формирование новых социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п.

       В отличие от многих других подходов, консультирование в рамках КПТ носит директивный характер, психолог выступает  в роли учителя,наставника. Обычно именно дети адекватно принимают  директивность психолога, так как он воспринимается ими, как представитель помогающей профессии (врач, учитель).

       К общепризнанным  достоинствам КПТ можно отнести эффективность, научность, структурированность,целенаправленность, отсутствие в методе мистических и эзотерических составляющих. Ни одна другая научная  школа не имеет такого количества исследований, подтверждающих ее эффективность.

       Позволю себе вкратце описать некоторые техники,которыемогут быть использованы для работы с детьми и подростками.

  1. Имитация.

Психолог предлагает ребенку подумать и вспомнить, кто, по их мнению, мог бы достойно выйти из сложившейся ситуации. Это может быть реальный человек или вымышленный герой (книги, кинофильма). Как он бы себя вел, что именно сделал? Затем ребенку предлагается воспользоваться этим образцом.Дети склонны к имитации чужого поведения, поэтому у них легко получается «примерить»чужой опыт на себя.

  • Экспозиция.

Ребенку предлагается представить себе ситуацию,которая вызывает у него страх или тревогу. Можно использовать градуированную экспозицию, когда эмоционально  нагруженная ситуация  представляется ребенком в различной степени.  

  • Выявление эмоций. 

Психолог  помогает ребенку осознать и дать навание (определить) свои эмоции. Затем важно  показать, как связаны его негативные эмоции с определенными мыслями.

  • Выявление негативных автоматических мыслей.

Психолог учит ребенка определять свои мысли. Для этого нужно прямо спросить: «Чтоты думаешь об этом?» Большинство  детей хорошо справляются с этим заданием. Следующим шагом будет создание альтернативных адаптивных мыслей. Это  даст возможность ребенку заменить привычные негативные мысли о ситуации  на новые адаптивные. Затем можно проследить с ним связь альтернативных мыслей с другими, более функциональными. 

  • Когнитивная реструктуризация.

Когнитивная реструктуризация заключается в изучении обоснованности мыслей и убеждений с помощью вопросов, которые помогают прояснить ситуацию.Формулируя ответ на вопрос  консультанта ребенок начинает сомневаться.в обоснованности.мысли, если она  необоснованна, как часто бывает с негативными мыслями. В случае если автоматическая мысль полностью или частично обоснована, то необходимо перейти к другим методам решения проблемы.

  • Функциональное сравнение.

Психологические проблемы часто возникают из-за необоснованного сравнения своихдостижений сдругими людьми. Ребенку предлагается сравнивать себя с самим собой в менее успешные периоды.

  • Похвальные дела.

При депрессии и тревоге,  других состояниях,к которые сопровождаются снижением самооценки, мысленно или письменно отмечать все дела и поступки,которые достойны похвалы, даже если они кажутся незначительными.

  • Отвлечение и переключение внимания.

Это вспомогательные техники, которые дают временный эффект, в тех случаях, когда не получается скорректировать отношение к ситуации. Для этого выясняются различные способы, которые помогли бы именно этому ребенку,переключить свое внимание от  дисфункциональных эмоций и мыслей на другой объект. Затем внимание ребенка акцентируется на этих способах снижения эмоционального напряжения.

 

  • Поведенческий эксперимент.

Поведенческий эксперимент - это действие, которое позволит оценить достоверность мысли. Например,у ребенка есть убеждение «Если я попытаюсь с кем-то вшколе поговорить,то никто не станет со мной общаться». Психолог предлагает ему попробовать предпринять несколько попыток общения. На случай если мысль подтвердится, заранее выясняют возможные причины этого. Если эксперимент подтверждает мысль, то при следующем обращении  консультант вместе с ребенком выясняют какие у этого могут быть причины и ищут способы их устранения или возможность  изменения отношения к ситуации.

  • Действия «как если бы».

В качестве домашнего задания предлагается попробовать вести себя так, как будто уже нет  дисфункционального убеждения, а есть функциональное. Для этого предварительно задаются вопросы о том, как ребенок себя в таком случае вел. 

  • Самораскрытие.

Психолог рассказывает о собственном похожем опыте и проблеме и том, как ем удалось с этим справиться.

  • Принятие решения.

Многим подросткам трудно принять решение. Они считают, что есть только одно правильное решение, которое им неизвестно. Для того, чтобы облегчить процесс принятия решения сначала выясняются все возможные преимущества и недостатки каждого из них. А затем эти преимущества и недостатки ранжируются по значимости от 0 до10.

Использованные источники:

  1. Электронный.. ресурс:https://psyera.ru/4486/kognitivnaya-i-kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya.. (дата.. обращения..11.2017)
  2. Электронный ресурс: http://bookitut.ru/Integrativnaya-psikhoterapiya.84.html(дата обращения 07.11.2017)


Просмотров: 705
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Навязчивые мысли: причины и методы решения с помощью техник когнитивно - поведенческой терапии
  • Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка.
  • Несколько советов, которые помогут вашему ребенку почувствовать себя увереннее
  • Как женщины сначала делают из мужчин "подкаблучников", а затем страдают от этого
  • Как психолог помогает ребенку
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Сначала наденьте маску на себя, затем - на ребёнка
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Когда ребенку нужен психолог?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Когда и зачем ребенку нужен психолог?
  • Техники, которые помогут ребенку справляться с болью
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Как помочь ребенку вырасти успешным и зачем для этого фантазировать?
  • 5 вещей, которые нужно принять, если вы хотите быть счастливы в браке
  • Как может помочь психолог ребенку с аутизмом.
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Зачем психолог если есть друзья?
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Зачем психолог, если есть психологическая литература
  • Без этого ты никогда не станешь Женщиной: психолог про сказки, отношения и инициацию
  • Записки психолога. Кому нужен психолог: ребенку или маме?
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь