Техники, которые помогут ребенку справляться с болью

Автор статьи: Александр Орлов

Техники которые помогут ребенку справляться с болью

Дети часто получают синяки и царапины. Немного слез, обнимашки с близкими, пластырь - и ребенок готов бежать дальше. Но для некоторых детей боль - это образ жизни. Когда ребенок страдает от рака, ожогов, переломов, то справляться с болью - это постоянная проблема в его жизни и жизни его семьи.

Боль указывает нам, что какая-то часть тела повреждена и ее нужно лечить. Но это не все. То, как ребенок чувствует боль зависит от его личности, культурных традиций, предыдущего опыта. А еще от ожиданий ребенка, как нужно себя вести, когда тебе больно.

Пример: родители знают, что маленькие дети, после того как упали, сначала смотрят на реакцию родителей, прежде чем решиться заплакать.

То есть, у боли есть не только физическое, но и психологическое измерение. Поэтому то, как ребенок осознает боль, как реагирует на нее эмоционально и как ведет себя в ответ на нее может или усилить или уменьшить чувство боли.

Две техники могут помочь в этом: активное воображение и глубокое дыхание.

Активное воображение

Объясните доступным ребенку языком, что когда мы думаем о чем-то одном, то меньше думаем о другом, в том числе о боли. Приведите ему пример: помнишь, как ты увлекся игрой и не слышал моего звонка. Или не чувствовал голод, хотя уже было время ужинать.

Затем попросите ребенка представить в голове расслабляющую картинку. Объясните, что это поможет ему отвлечься от боли, и она не сможет его так беспокоить, как сейчас. Помогите ребенку придумать картинку, предлагая свои идеи.

Пример: когда у меня болит голова, мне помогает забыть об этом, когда я думаю о пляже, на котором бываю каждое лето. Я представляю как шумят волны и крик чаек, чувствую прохладный морской ветер на коже и теплый песок под ногами.

Помогите ребенку найти и экспериментировать с образом, который он лично считает утешительным и отвлекающим. Затем сконцентрируйтесь на нем и попросите ребенка представить сцену в деталях, используя как можно больше чувств. Как выглядит поле с ромашками, как оно пахнет? Каким ты себя ощущаешь, свернувшись в крошечный цветок, и что ты слышишь, когда ветер шепчет твоим лепесткам? Говорите мягким и подбадривающим голосом, когда обсуждаете образы вместе с ребенком.

Глубокое дыхание

Глубокое дыхание помогает ребенку расслабиться и за счет этого уменьшить боль. В сочетании с техникой активного воображения можно получить еще больший эффект.

Не нужно ждать, пока у вашего ребенка что-то заболит, научите его такому дыханию, прежде чем оно действительно понадобится. Объясните ему, что когда люди чувствуют себя испуганными, расстроенными или им больно, то они почувствуют себя спокойнее и лучше, если будут дышать глубоко и медленно.

Начните с того, чтобы попросить ребенка найти удобную позицию - можно сидеть или лежать. Затем скажите "Выдохни весь воздух из леших. Теперь медленно вдыхай, пока весь животик не наполнится воздухом. А сейчас медленно выдыхай, пока животик не вытолкнет весь воздух обратно".

Дети могут представить свой живот в виде воздушного шара, который сначала наполняется воздухом, а затем полностью сдувается. Для расслабления тела используйте именно дыхание животом, а не грудью. Вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот. Покажите ребенку, как это делать и помогайте спокойным, мягким голосом.

Сначала это упражнение можно делать в спокойном уединенном месте, но постепенно ребенок научится использовать глубокое дыхание тогда и там, где это понадобится - в любом месте и в любое время.

Управление хронической и периодической болью

Детям гораздо легче, когда у них есть хотя бы небольшой контроль над их болью. Это особенно важно в случае хронической боли (тяжелые ожоги, рак) или периодически возвращающейся боли при болезнях с регулярными ремиссиями и рецидивами.

В таких случаях невозможно полностью удалить боль, но дети меньше ее боятся, когда знают, как ее уменьшить.

Для этого поощряйте ребенка открыто говорить о боли. Некоторые дети могут этого бояться, думая, что родители ждут от них "взрослого" поведения. Мальчики могут неохотнее признавать боль, чем девочки. Объясните своему ребенку, что быть храбрым не означает не чувствовать боль. Вместо этого лучше говорить об этом и придумать, как сделать так, чтобы чувствовать себя лучше.

Пример: задавайте конкретные вопросы, например: "Когда начало болеть?", "Где болит?" и "На что боль похожа?". Маленьким детям предложите варианты описания боли - "острая как иглы", "горячая как огонь" и т.п.

Техники активного воображения и глубокого дыхания, описанные выше, могут быть полезны при легкой боли, а также во время медицинских процедур, которые приносят кратковременный дискомфорт.

При хронической или периодической боли к ним необходимо добавлять еще и другие методы управления болью (медикаменты, психологическую и физиологическую терапию). Для этого необходимо сотрудничать с врачами и обратиться за консультацией к психологу. Хотя обезболивающие средства могут быть эффективными, описанные техники важны, потому что дают ребенку личный контроль над уменьшением боли и уверенность.

Страх медицинских процедур

Страх усиливает боль. Если боль связана с медицинскими процедурами - инъекциями, биопсией и т.п., то ребенок, зная, что будет больно, испытывает особенно сильный страх. Его нужно научить управлять болью и это поможет справляться со страхом. Что делать?

Во-первых, не обещайте ему, что боли не будет, если на самом деле это неправда. Такая ложь путает детей и, в конечном счете, еще больше усилит страх и тревогу, а с ними и боль.

Во-вторых, свяжите предстоящий дискомфорт с чем-то знакомым и нестрашным для ребенка. Например, что укол иголкой похож на покалывание в ноге, если ее залежать, или что-то подобное. Используйте опыт вашего ребенка.

В-третьих, практикуйте техники активного воображения и глубокого дыхания, о которых я рассказал в этой статье. Если этого недостаточно, то важно подобрать для ребенка подходящие техники релаксации, которые помогут уменьшить и контролировать боль. Для этого сотрудничайте с врачами и обратитесь за консультацией к психологу.



Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Как перестать это чувствовать?", или о чем кричит душевная боль
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда боль ребенка - это родительская боль
  • Чем пахнет ваша боль или Два чудесных способа как избавиться от боли за 5 минут.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Боль! ч.2 или "Это бег не к целям – это бег от самого себя"
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Тайна усыновления. Понятие "Тайна". Мифы. Как и когда рассказать ребенку, что он приемный.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Как женщины сначала делают из мужчин "подкаблучников", а затем страдают от этого
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • На что опираться при выборе психолога, или как уменьшить шансы встретить "шарлатана".
  • "Голова болит - это погода меняется". Причины головной боли. Психосоматика.
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Как прожить боль. Отличие эмоций и осознанной боли
  • Боль от потери и утраты. Что это значит и как с этим справиться?
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Когда "болит чужая боль?" (из практики системных расстановок и работы с Родовым Древом)
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • Как Галя слово "нет" научилась говорить. И что из этого вышло.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь