К психологу, как к стоматологу, у нас принято идти, когда терпеть становится больше невозможно. Часто приходится слышать от родителей, что проблема, с которой они обратились, существует уже несколько лет. Почему же так происходит? Практика обращения к психологам в нашей стране существует относительно недавно - пару десятков лет. И тут до сих пор остаётся больше вопросов, чем ясности. Что может психолог? С какими проблемами к нему обращаются? Что происходит на приёме? Там, где нет ясности появляются мифы. Например.
Миф №1. К психологам ходят слабые. Я - сильный, мне это не надо. Я справлюсь сам(а). Признать наличие проблемы и взяться за её устранение - зрелый и мужественный поступок. Слабые на это не способны.
Миф №2. К психологам ходят больные. Я здоров (мой ребёнок здоров). Психолог - не врач. Он работает только со здоровыми людьми, испытывающими затруднения. Психическими болезнями занимается врач-психиатр.
Миф №3. Пройдёт само. Может, и пройдёт. Но чаще всего проблема укореняется, разрастается, либо меняет форму. Например, агрессивный ребенок действительно становится спокойным и тихим. Но... компьютерозаивисимым.
Миф №4. Если моему ребёнку нужен психолог, значит я "плохой" родитель, "хороший" родитель справляется сам. Это убеждение не всегда осознанно, часто оно укоренено в подсознании. Мы склонны испытывать вину за проблемы ребёнка и защищаться от неё, отрицая проблему. Но быть хорошим не значит быть идеальным. Идеальным родителем быть невозможно. А хорошим - вполне. Хороший родитель заботится о ребёнке, делая все, ЧТО В ЕГО СИЛАХ! Вовремя отвести ребёнка к специалисту - значит позаботиться о нём.
Стоит показать ребёнка психологу, в следующих случаях:
- изменилось поведение ребенка: он стал более замкнутым, вялым, либо беспокойным; - появились ночные кошмары; - фобии (страх воды, насекомых, определенных мест и т.д.); - ребёнок стал проявлять вербальную или физическую агрессию в адрес сверстников или взрослых; - частые слёзы, капризы, истерики, которые трудно остановить; - ребёнок исключен из круга сверстников, он является жертвой насмешек и издевательств; - при отсутствии задержек в развитии ребёнок стал плохо учиться; - ребёнок безинициативен, отсутствует интерес к играм, учебе, происходящему вокруг (так может проявляться депрессия); - подолгу играет в компьютерные игры; - вам стало известно о случаях воровства ребёнком денег или вещей; - ребенок перенёс насилие. Даже если сейчас никаких тревожных симптомов нет, помните - такая травма не проходит бесследно и наносит тяжелый урон психике!
Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем быстрее изменится ситуация. Проблема, существующая годами, потребует гораздо больше времени и сил для разрешения.
Что происходит на приёме у детского психолога?
Всё зависит от того, к какому направлению психологии принадлежит специалист. Чаще всего для детей используется арт-терапия, игровая или песочная терапия. Эти методы являются наиболее эффективными в работе с детьми. Почему? Потому что, во-первых, для ребёнка игра – основной способ познания и освоения мира. В том числе и внутреннего. Во-вторых, ребёнку, в силу возраста, сложно выразить словами то, что его беспокоит, ему гораздо легче сделать это с помощью символа – игрушки или рисунка. Итак, на приёме ребенок вместе с психологом играет и рисует. Почему же, когда он делает то же самое дома, это не помогает? Потому что игра и рисунок в кабинете психолога – это не самоцель, это средство общения, язык, на котором разговаривает маленький клиент. Детский психолог владеет этим языком, поэтому игра – не просто игра, а диалог. Ребёнок через игру и творчество делится своими переживаниями, рассказывает о том, что с ним происходит. Психолог помогает найти ему ресурс внутри себя и выстроить другие модели поведения. Но главный ресурс ребёнка – его родители. В кабинете психолога зарождаются перемены. Родитель, следуя рекомендациям специалиста, эти перемены поддерживает и закрепляет. Поэтому положительный эффект терапии – это результат усилий троих (или четверых): ребенка, родителя и психолога.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.