Что происходит на приёме у психолога?

Автор статьи: Анастасия Чичерина

Деятельность психологов, ведущих прием клиентов, покрыта множеством мифов и домыслов. Происходит это, чаще всего потому, что работа психолога индивидуально ориентирована. Способы и технология работы психолога во многом определяются особенностями конкретного клиента (возраст, пол и т.д.), различны запросы клиентов, частота встреч, формат работы (очно/онлайн) и множество других факторов.

Если же говорить о том, что является общим, то можно рассмотреть сам процесс консультационной встречи. Его специфика и условная поэтапность подвержены закономерностям алгоритма консультационной встречи, на который опираются специалисты в своей психологической практике. Для того, чтобы разобраться, что же все-таки происходит на приеме у психолога, для начала важно понимать определяющие "компоненты" любой психологической консультации, а именно:

Практикующий психолог – дипломированный специалист, целью деятельности которого является оказание психологической помощи, поддержки и сопровождение клиента.

Клиент – здоровый человек, обратившийся к психологу за профессиональной помощью/сопровождением.

Запрос – сложность/тема/ситуация/проблема, которая беспокоит/интересует клиента.

Процесс консультации условно поделить на несколько этапов:

Что происходит на при ме у психолога

Р.Кочюнас «Основы психологического консультирования»

  1. Исследование проблем. На этой стадии психолог и клиент выявляют запрос. Существует практика ознакомительной встречи, длящаяся в целом около 20-30 минут. На этой встрече у клиента есть возможность задать вопросы, и понять подходит ли ему специалист. В ходе разговора психолог интересуется историей, трудностями, исследует зоны любопытства для психологической работы. В общем и целом, ознакомительная встреча необязательна, скорее ее можно рассматривать как дополнительную возможность.Далее на приеме у психолога данный этап консультации определяет направление для работы. Клиент вместе с психологом выбирает в какую сторону он хочет двигаться, формируя тем самым запрос.
  2. Двумерное определение проблем. Психолог и клиент исследуют эмоциональное и рациональное отношение клиента к проблеме. Проще говоря, что чувствует и думает клиент в связи с обсуждаемой темой. На этом этапе важно, чтобы и клиент, и психолог понимали проблему одинаково хорошо, поэтому психолог задает уточняющие вопросы, что помогает и ему и клиенту лучше понимать задачи консультации.
  3. Идентификация альтернатив. Поиск и выяснение способов решения, новых форм поведения. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Клиент и психолог пересматривают варианты, которые могут оказаться реальными и подходящими. Во время беседы клиент выбирает для себя возможные способы решения.
  4. Планирование. На шаге планирования осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Психолог помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными. Психолог также может предложить проиграть несколько вариантов, для определения наиболее подходящего, и обеспечить репетицию для клиента в безопасных условиях.
  5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана. Клиент пробует новые формы и способы адаптации. Тестирует обнаруженные возможности.
  6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с психологом дает оценку примененного способа, проверяет насколько он эффективен. Клиент обсуждает результат с психологом, встраивает новые представления и впечатления в свой опыт.

В случае надобности возможно возврат к предыдущим этапам консультирования. При возникновении новых запросов клиент и психолог движутся по тому же алгоритму.

Реальный процесс взаимодействия клиента и психолога значительно обширнее и нередко этапы переплетены между собой. Клиентам, которые приходят впервые иногда нужно больше времени на прохождение перечисленных этапов, в силу новизны ситуации и непривычности обстановки. Выделение стадий условно, и вместе с тем данная последовательность позволяет и клиенту, и психологу лучше анализировать и понимать процесс взаимодействия. Нужно отметить, что алгоритм сессии может видоизмениться в связи с подходом, в котором работает психолог (НЛП, гештальт, КПТ), однако цели и логика продвижения остаются схожими. Важно помнить, что прежде всего психологическая консультация построена на обоюдном доверии и разделенной ответственности клиента и психолога, что и является постулатом и надежной основой для эффективной работы и взаимодействия между ними.



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Качество взаимодействия в паре «психолог – клиент»
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Психолог как психолог. Психолог как клиент. Часть 1.
  • Психолог как психолог. Психолог как клиент. Часть 2.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Клиент и психолог. Связанные одной целью.
  • Клиент и психолог: поиск будущего.
  • Отношения «Психолог-Клиент» в юридической практике
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • Мой клиент- мой психолог
  • Психолог VS Клиент !
  • психолог и клиент
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Инсульт, клиент М.А. и психолог
  • Клиент + психолог = зависимость... или?
  • Доверие в отношениях «психолог-клиент»
  • Клиент и психолог как отражение друг друга
  • Отношения клиент-психолог. Страх открыться...
  • Психолог и клиент. Часть 1. Первый звонок…
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как клиент выбирает психолога?
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь