Эмоциональный Фокус в Терапии: Популярные Проблемы (и Решения)

Автор статьи: Макс Ильин

Несмотря на существование отдельного направления, якобы этим занимающегося (Эмоционально-Фокусированная Терапия, EFT) - нельзя сказать, чтобы другие школы и подходы избегали этот момент в работе. Общий обзор подходов к эмоциям - занятие отдельное и долгосрочное; в данной публикации представлю базовые взгляды и положения РЭПТ по теме.

* * *

Понимание Эмоций.

РЭПТ понимает эмоцию в достаточно поведенческом, "бихевиористком" ключе - это генерализованный (обобщённый) отклик организма (если кого-то коробит - можно "личности") на события среды, внешней и внутренней.

Впрочем, данное определение - может ввести в заблуждение тем, что подразумевает типичное мышление в духе "Стимул-Реакция" (A - C в формулировке РЭПТ). На деле, всё несколько иначе: Реакция = Стимул Х Выученные Установки Отклика В Данном Контексте (A x B = C).

Эта позиция - одна из базовых для современной когнитивной терапии вообще; "корни" можно найти ещё в древних традициях буддизма, даосизма, греческой философии стоиков и т.д. Чаще всего - цитируется Эпиктет: 

- "Людей волнуют не сами вещи, а их мнение об этих вещах".

Кстати, он же "предвосхитил" современные идеи о локусе контроля и границах влияния:

- Существует только один путь к счастью — перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.

И, отчасти поэтично - "предсказал" характеристики, демонстрируемые при зрелой самооценке и самоприятии:

- Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.

Ну и, напоследок - высказывание о фундаментальном принципе респондентного и оперантного научения (несколько преувеличенное, но тем не менее):

- В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного — все дело привычки.

Основная идея - также встречается у Шекспира:

- Нет ничего хорошего или плохого, пока разум не сделает его таким

Но так вот, к делу. Эмоция, как понятно - пусть и является отчасти "инстинктивным" откликом на события среды, обладает также и обширным выученным компонентом; т.е. большинство стимулов, вызывающих ту или иную эмоцию - являются условными. Для каждой "модальной" (отдельно различимой и целостной) эмоции - эти запускающие события строго определены, о чём будет ниже.

Таким образом - эмоция является отчасти безусловным, отчасти условным обобщённым откликом на определённые стимулы, касающиеся личного благополучия организма. В компоненты эмоционального отклика - входят такие процессы, как:

- "Висцеральный" - нейро-химическое, гормональное, физиологическое возбуждение (в оригинале слово "Emotio" - именно так и переводится).

- "Когнитивный" - мысли, образы и фокус внимания

- "Мотивационно-моторный" - импульсы к определённым действиям и сами действия.

Собственно, и всё - кроме этого, в эмоции ничего нет; важно также осознанно понимать, что такой "вещи" как эмоция - тоже не существует; это только эмоциональные процессы.

Бинарная Модель Аффекта (Эмоций).

В теории РЭПТ в таких терминах описывается взгляд, что эмоции могут быть здоровыми (адаптивными) и нездоровыми (дезадаптивными). Хотя во времена, когда Альберт Эллис ввёл подобное различение, это не было популярно признанным - сейчас те или иные формы такой теории разделяются многими другими авторами; так, уже упомянутая ЭФТ говорит о "первичных адаптивных" и "первичных неадаптивных" эмоциях, а в направлении АСТ - разделяются "боль" (т.е. здоровый отклик на неприятности) и "страдание" (нездоровый стресс, производимый попытками сопротивляться и избежать здоровой боли).Подобные воззрения - также отмечены в буддизме; знаменитая притча о двух стрелах хотя бы (вторую из которых человек в себя "вонзает" самостоятельно).

Но это всё история - достаточно иметь в виду описанную выше "поведенческую теорию" эмоций, чтобы вещи встали на свои места: если "невротическая", нездоровая эмоция - это неадекватный и бесполезный отклик на ситуацию, то здоровая и экологичная - это отклик другого рода, адекватный и полезный.

Т.е. в таком случае мы просто переходим к стандартному формулированию проблемного случая в поведенческом анализе:

- Избыток нежелательного поведения в данном контексте (в данном случае - "больных" эмоций)

- Дефицит желательного поведения в данном контексте (то есть, здоровых и функциональных эмоциональных откликов).

Целью-минимум, таким образом - является угасание реакций первой категории, и закрепление и усиление (по частоте-интенсивности-продолжительности, например) вторых.

9 Модальных Эмоциональных Проблем (И Их Здоровые Альтернативы).

В РЭПТ, как в одном из самых структурированных и "формульных" подходов к терапевтической работе (на моей памяти - "круче" в этом плане только Диалектическая Поведенческая Терапия М. Линехан), эмоции рассматриваются не как что-то "индивидуальное" и "невнятное" - они классифицированы, в ходе клинической практики, на 9 самых популярных случаев, с которыми клиенты приходят на терапию.

В некоторых случаях - эти формы отклика называются "Примитивными" и "Зрелыми" соответственно; это наследие модели А. Бека, правда он так именовал когнитивные схемы - но так как работаем в РЭПТ мы именно с ними, то такой перенос вполне оправдан. 

1) Тревога/Страх (Anxiety) - Опасение (Concern)

2) Депрессия (Depression) - Грусть (Sadness)

3) Злоба (Spite) - Досада (Vexation)

4) Вина (Guilt) - Сожаление (Regret)

5) Стыд (Shame) - Смущение (Embarassment)

6) Обида/"Боль" (Hurt) - Разочарование (Disappointment)

7) Ревность (Jealousy) - Беспокойство (Worry)

8) Зависть (Envy) - Восхищение (Admiration)

9) Жалость (Pity) - Сострадание (Compassion)

Можно заметить, что ближе к концу списка - альтернативные отклики лишаются определённой доли "негативизма"; восхищение и сострадание - это конструкты, изучаемые в позитивной психологии. Почему так - объяснение чисто спекулятивное, но достаточно валидное: здоровой формы у зависти, например, нет (даже так называемой "белой"), т.к. эта "эмоция" представляет собой форму невротической злобы, на основе ядерной установки "Мне должны, а дали не мне" (как будто в этом мире всё случайно выдаётся, как в лотерее). Впрочем, это отдельная беседа, возможно потом опишу подробнее.

Также нужно понимать - термины условные; в индивидуальной работе можно использовать те слова и понятия, с которыми данный клиент "резонирует" - и даже нужно. Суть - именно функциональное различение двух типов отклика, а не терминологическая "точность".

Популярные "Целевые" Ошибки в Работе с Эмоциями.

Эта категория - касается целей, которые клиенты озвучивают на терапии. В РЭПТ выделяется несколько неподходящих для работы запросов:

№1: Запрос Испытывать Позитивные Эмоции ВМЕСТО негативных в отношении неприятных событий.

Основа здесь в том - что люди, как правило, немало слышали о ключевом тезисе РЭПТ ("наши мысли делают нас несчастными") - но в виду того, что получили эту информацию не из "первых рук", а из профанированных и не очень разобравшихся в теме источников, решили, что возможно переживать позитивные эмоции в неприятных ситуациях, и таким образом избавиться от стресса.

На деле - и да, и нет. "Да" - есть вариант переживать некоторые позитивные эмоции, находясь в сложных и дискомфортных условиях (как-то: энтузиазм, страстное преодоление и т.п.), это также изучалось "позитивными" психологами. НО - только в дополнение к здоровым негативным реакциям.

"Нет" - в продолжение сказанного; чтобы испытывать исключительно положительные переживания в отношении негативных событий, клиенту придётся убедить себя, что с ним происходит нечто исключительно "хорошее" и "приятное". Что сделать возможно - и многие это делают, особенно больные с психотическим расстройством :) Однако, это не является терапевтичным и тем более рациональным; негативные эмоции для того и нужны, чтобы ориентировать нас к действиям, адекватным негативной ситуации.

№2: Запрос Испытывать Нейтральные Эмоции

Здесь - соответствующая беда: чтобы испытывать "нейтралитет" по отношению к нежелательным событиям, придётся себе врать в том ключе, что эти события для тебя не имеют значения. Однако - чаще всего ситуация такова, что они именно что имеют (не всегда - бывают невротические случаи, когда человек переживает за что-то вне своего локуса контроля; с этим отдельная проработка).

То есть, даже если и получится - эффект у этого кратковременный; нежелательные события потому так и названы, что хотелось бы их избежать. Но, прежде чем это сделать (этап изменения обстоятельства, т.е. работа с А) - нужно разобраться с эмоциями (изменение симптоматических откликов, С).

№3: Запрос "эмоционального вакуума"

Имеется в виду - желание вообще ничего не чувствовать никак. Это близко к предыдущему случаю, но имеет определённые отличия - мы переживаем эмоции тогда, когда речь идёт о чём-то жизненно и личностно важном для нас. Таким образом, "вакуум" подразумевает, что ничего нас лично касающегося, важного и значимого не происходит - это, очевидно, не так, по крайней мере в случае живых организмов.

№4: Запрос Снижения Силы/Интенсивности Нездоровых Эмоций

Здесь уже более "тонкая грань" - в большинстве направлений это считается подходящей и даже "необходимой и достаточной" целью. Но, как вы поняли - не в РЭПТ :) В силу того, что "токсичная" нездоровая эмоция, даже пусть и станет слабей - не перестанет быть дезадаптивной и разрушительной.

Это - своего рода "атавизм", пережиток одномерной (унитарной) модели эмоций: сильно загрустил - депрессия, загрустил поменьше - депрессия прошла. В РЭПТ, в силу повышенной конкретности и внимания к деталям - такой "бытовой" подход не канает: депрессия это вполне ясно, формально и функционально, отличное от здоровой печали и грусти состояние, с которым и надо работать.

Принцип Эмоциональной Ответственности

Один из базовых принципов РЭПТ, который часто подразумевается и в других подходах - но не продвигается и не обосновывается явно. 

Основан ПЭО - на указанном выше тезисе об интерактивном взаимодействии стимулов среды и выученных установок (верований-ценностей-мотивов и т.п.) в "продукции" эмоциональных откликов.

Формально, данный принцип подразумевает следующее:

- Любая эмоция - это реакция СВОЕГО организма; не кого-то извне.

- "Заставить" чувствовать ту или иную эмоцию - строго говоря, нельзя; можно повлиять на её возникновение, но это лишь частичное участие "со стороны" (т.е. это только стимулы, А).

- В своих эмоциях - человек НЕ ВИНОВАТ, это надо понимать; и никто иной не несёт "вину" за его эмоциональные переживания; сверх того - "контролировать эмоции" невозможно.

- Как же так, в чём же тогда цель работы? В том, что несмотря на отсутствие "своей вины за эмоции" - человек отвечает за то, что он с ними сделает. Никто не контролирует возникновение эмоций - но все в состоянии контролировать своё поведение, во вполне достаточных рамках, и регулировать эмоциональные реакции.

Помимо важности для персональной терапии - данный принцип обладает пользой и для межличностной, в частности, когда речь идёт о манипуляциях; вызвать у кого-то чувство вины за чужие переживания, например - возможно, только если этот "кто-то" сам лично имеет уязвимые верования и установки, не включающие в себя эмоциональную ответственность (т.е. это те же границы).

На этом - пока что - завершу обзор; хотелось бы быть кратким, но тема невероятно обширная, и "в наших краях" слабо освещаемая.



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь