|
Хроники школьного психолога "КПО как метод психологического тренинга"Автор статьи: Косинцев Владимир Георгиевич
КПО (кататимное переживание образа) как метод психологического тренинга Представлю несколько тезисов, касающихся целесообразности проведения учебных занятий в форме психологического тренинга с учащимися среднего и старшего звена школы. 1. Необходимо заботиться о том, чтобы на занятиях развития самосознания, используемые техники помогали участникам в развитии таких черт характера, которые способствуют формированию устойчивой жизненной доминанты. В любой психотехнике можно выделить три структурные части: инструкции, направленные на релаксацию участников и переход к спокойному, созерцательному состоянию сознания; работу с образом-имагинацией; постепенный выход из состояния погружения. Психотехники включают в себя и зрительные каналы восприятия, и аудиальные, и кинестетические. Итогом такой работы может стать вполне реальный образ, в котором участник испытывает те же чувства, которыми он пользуется для оценки объективной реальности, в обычной жизни. Применение или использование техник кататимного переживания образов не требует каких-то особенных узкоспециальных профессиональных навыков, но все же желательным является прохождение краткосрочного обучения. 2. Общие правила применения техники КПО Работа в тест-мотиве занимает 15-20 минут. До начала выполнения упражнения ведущий должен позаботится о том, чтобы ничто не помешало его проведению. Ведущий предупреждает, что нужно пассивно следовать тому зрительному ряду, который будет задаваться в упражнении. Обычно образы, при соответствующей подготовке, появляются без особых усилий. Если возникнут посторонние картинки, необходимо их просто игнорировать, как вы бы сделали в отношении мухи, пролетающей где-то под потолком. Если ничего не возникнет – можно просто предполагать, что где-то есть то, о чем говорится. Важно отдаться своим ощущениям и плыть по ним, не пытаясь действовать. Излишнее старание, сознательные волевые усилия могут нарушить необходимое состояние и помешать погружению в образ. Задача ведущего состоит в том, чтобы избежать резкого изменения статуса участников, говоря об этом в подготовительной части, до начала выполнения упражнения. В комментариях к упражнению нужно сделать акцент на обучающем характере предлагаемых образов, подчеркнуть, что участники смогут самостоятельно применять эти техники в дальнейшем, приблизительно запомнив текст и инструкции к проведению работы. 3. Во время выполнения упражнения участники сидят в удобном положении на стульях. Поза должна быть такой, чтобы во время упражнения не появилось желания двигаться, видоизменяя свое положение на месте. Глаза участников во время выполнения упражнения закрыты. Произнося текст, соответствующий образу, ведущий должен внимательно следить за внешними проявлениями состояния участников группы, чтобы вовремя заметить нестандартные ситуации и реакции, если таковые случатся. У текстов упражнений по медитации-визуализации есть некоторые особенности, о которых нужно помнить при воспроизведении известных или конструировании новых формулировок. Во-первых, везде применяется настоящее время (за исключением специальных установок на позитивное самочувствие по окончании упражнения). Во-вторых, все воздействия должны содержать позитивный настрой, избегая употребления отрицательной частицы «не», все предложения должны звучать утверждающе. В-третьих, отрицательные эффекты могут иметь формулы, вызывающие ощущение тяжести в мышцах, поэтому, в момент настроя на образ, необходимо говорить о тепле, спокойствии, расслабленности. 4. По окончании упражнения желательно получение обратной связи от участников группы. Возможен отчет об ощущениях во время работы в виде рисунков (они же являются протоколами проведенного занятия), о возникавших образах, об актуальном состоянии. В группе учащихся могут оказаться дети с высокой степенью тревожности, или выраженные невротики. У таких, даже самые безобидные визуальные установки могут провоцировать мрачные или негативные видения. Если вашей целью не является направленная психотерапевтическая работа с ними, то можно просто предложить им не участвовать в дальнейших образах. У одного-двух участников, такие упражнения могут вызвать учащенное сердцебиение или головную боль, им также не стоит принимать участие в последующих упражнениях. Кроме того, причиной отрицательных реакций может быть излишне быстрый выход из образа. Ведущему следует учесть этот факт. Несмотря на возможность перечисленных негативных проявлений у большинства участников группы, при правильном проведении упражнения, возникает ощущение отдыха, бодрости, восстановленных сил. Поэтому указанные техники могут быть применены не только в своих специфических целях, но и в качестве общего средства снятия физического и психического напряжения, утомления, стрессовых реакций. Участникам групп обычно нравятся подобные процедуры – в формате одного урока можно проводить их еженедельно, а в длительных стратегиях работы с классом, приемлемо и дважды в неделю, в зависимости от поставленных целей и задач.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|