"Хроники школьного психолога" упражнения

Данная подборка с упражнениями составлена таким образом, чтобы преподаватели могли выбирать и использовать в своей работе (делая небольшие паузы во время урока или вначале его) упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение. Часть из этих упражнений можно использовать для выстраивания отношений между детьми, вырабатывая групповое взаимодействие, сплоченность, толерантность и др.

Колечко (личностный рост, адекватность)

Оборудование: на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты, для детей можно использовать что-то яркое, например, заколку. Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится тяжело.

Колечко 2 (групповое взаимодействие, вербализация, управление)

Четыре участника. К кольцу с диаметром отверстия примерно 3-3,5 см привязываются три веревочки. Три участника берутся за концы веревочек, им завязываются глаза. Четвертый участник, используя только свою собственную речь должен нанизать колечко на стержень, установленный на столе или полу. Можно устроить соревнование между командами на скорость.

Мостик (групповая сплоченность)

Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день.

Муха в квадрате (память, внимание, воображение)

Мысленно представим поле для крестиков-ноликов, состоящее из девяти квадратов. В центральном квадрате сидит муха. Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево. Участники делают последовательно по одному ходу. Запрещено делать челночные ходы (туда-сюда). Нельзя вылетать за границы поля. Может использоваться и как разогревающая методика. Со временем можно усложнить задачу, модернизировав плоское поле в объемное (куб).

Запаздывающее зеркало (тренинг личностного роста, память, внимание, групповое взаимодействие)

Еще одна довольно сложная техника. 8-10 участников выстраиваются полукругом лицом к центру. Ведущий показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в ладоши, реверанс и т.д.). После показа второго движения ведущим первый участник должен повторить первое движение. После показа третьего движения первый участник должен повторить второе движение, второй участник первое. После показа четвертого движения первый участник повторяет третье движение, второй - второе, третий - первое. И так далее пока последний участник не повторит первое движение. Таким образом каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника.

Испорченный телефон (взаимодействие, сплоченность, невербальные коммуникации)

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
 

Печатная машинка (групповое взаимодействие, концентрация внимания)

Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
Но не хором, а следующим способом. Участники последовательно произносят по одной букве, пробел - вся группа делает хлопок руками, перевод каретки - топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинает сначала.

Секретный форватер (групповое взаимодействие, управление)

Еще одно упражнение на преодоление препятствий. 7-8 участников выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем кроме первого завязываются глаза. Первый участник - рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что "хвост" имеет свойство вилять и налетать на "мины", чтобы этого не случилось каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Упражнение можно усложнять увеличивая длину корабля и количество мин.

Хлопки (групповое взаимодействие, активизация работы и гармонизация правого и левого полушарий головного мозга)

Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.

Хроника пикирующего бомбардировщика (коммуникации, вербализация, управление и  следование инструкциям)

Два участника. Один участник - бомбардировщик, второй - бомба. Бомбе завязываются глаза. Задача бомбардировщика "сбросить" бомбу на цель, используя только собственную речь. Цель находится в другом конце комнаты, а на пути к ней стоят различные препятствия (например, другие участники группы). Столкновение с препятствием - взрыв, недолет до цели. Также можно устроить соревнование.

«Пробежка» для ума (воображение, релаксация, образное мышление)

Вообразите, что вы держите в руках апельсин.
Представьте себе, каков он на ощупь, как он выглядит, как пахнет.
На несколько мгновений попытайтесь создать максимально яркий и четкий образ.
Теперь представьте себе, как вы очищаете его от кожуры, делите на дольки, откусываете кусочек.
После этого рассмотрите дольку поближе.
Спросите себя, как она будет выглядеть, если увеличить ее в тысячу, в миллион раз.
Как бы тогда выглядела клетка?
Как бы выглядела молекула?
Через пару минут попробуйте осознать все, что вы знаете и чего не знаете об апельсинах.
Подумайте, что делает апельсин апельсином, почему у него именно такой вкус, сколько существует сортов апельсинов, как апельсины изменялись в процессе эволюции, как и для чего можно их использовать и как сделать вкусный апельсиновый мармелад.
Думая об апельсине, обращайте самое пристальное внимание на "качество" ваших мыслей.

Вскоре можно отметить, что чем дольше вы размышляете об апельсине, тем больше идей, ассоциаций и связей возникает в вашем сознании.

Ладонь (внимание, воображение)

Задание Станиславского: "Рассмотреть собственную ладонь, сосчитать, сколько на ней складочек и линий".

Можно использовать любую цель. Может быть, вам просто любопытно познакомиться всерьез с собственной ладонью. Просмотрите все складочки одну за другой, догадайтесь, как они произошли, удивитесь экономному и целесообразному устройству ладони! Вы можете гордиться ею – это гениальное произведение природы... Вам стало спокойно и легко? Оказывается, ладонь – отличный успокоитель...

Вещи на столе (память, концентрация внимания, воображение)

На столике педагога разложены – блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты.

Необходимо подойти к столу и сфотографировать своим внутренним зрением все предметы. Продолжительность выдержки – до счета пять.

...четыре, пять! Участник отворачивается или закрывает глаза и «проявляет» фотографию в своем воображении. После этого ведущий просит рассказать, какие предметы лежат на столе, в каком порядке.

Проверка. Участника просят открыть глаза и посмотреть, вновь отвернуться. Что пропущено, забыто?

Обмен (внимание, зрительная память, наблюдательность, коммуникации)

Задание каждому участнику: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет – расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до двадцати, внимательно рассмотрите предмет... 19! 20! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет... 19! 20! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас. Важно не пропустить ни одной мельчайшей подробности!

Как упали спички? (внимание, кратковременная память, наблюдательность)

Ведущий бросает на стол несколько спичек и просит пять человек к столу! На счет «три» нужно запомнить, как лежат спички.

Затем он прикрывает спички листком бумаги.

Вопросы: Сколько было спичек? Вы сможете рядом разложить другие спички так же?

Выполняется инструкция, после чего участники проверяют качество выполнения задания, сравнивая с «эталоном».

В течении нескольких минут можно провести упражнение с двумя-тремя группами.

Глаза товарищей (память, внимание, наблюдательность, коммуникации)

Ученики сидят (стоят) в двух рядах, лицом друг к другу.

Инструкция: Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза – величина, форма, цвет. На счет десять проверьте свою память – рассмотрите последовательно глаза всех, сидящих напротив. Распределите время – надо успеть, пока я сосчитаю до десяти, увидеть всех.

Повернуть голову!.. Девять! Десять!

Не закрывайте глаз, только отвернитесь. Первый слева, рассказывайте. Остальные – проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением.



Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Покидает ли участник воркшоп по холотропному дыханию, будучи «незаземленным»?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Зачем "копаться в прошлом" или как этого можно не делать
  • "А можно всех посмотреть?" или как выбрать карьерного консультанта?
  • Как можно "зарезать" словами и не только.
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • "Ты просто плачешь", или Как можно переж[е/и]вать жизнь
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?
  • МАК или какие еще карты можно использовать?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Как еще можно использовать гипноз в повседневности
  • Богат «по собственному желанию». А что, так можно было?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Посмотри в глаза своей болезни. Арт-терапия, как "скорая помощь" для каждого.
  • Что же делать? Или - "должен" без "должен"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь