Травмы детства: стадии восстановления в терапии

Восстановление травм детства это скорее процесс, трансформирующий переход, а не какое-то одномоментное событие. Можно выделить несколько основных этапов «исцеления»: разумеется, они могут «налагаться» друг на друга, иметь разную продолжительность по времени, возможны «откаты» назад и другие явления, поскольку психика обладает сложностью и уникальностью.

Рассмотрим эти этапы и содержание каждого из них.

Травмы детства стадии восстановления в терапии

Восстановление прошлого

Реконструкция прошлого, насколько это возможно с учетом склонности психики «забывать», нацелена на восстановление реальности. Терапия не имеет своей целью обвинить родителей, переложить на них ответственность за жизнь взрослых детей или жить прошлым. Но восстановление прошлого помогает перестать жить в иллюзиях идеальной семьи, мучаясь от того, что что-то со мной не так, раз мне так плохо. Она помогает увидеть реальность такой, какая она есть, без ложных идеалов, самоуспокоения и рационализации, услышать, наконец, себя и осознать свои чувства.

Также пересмотр прошлого помогает понять, каким образом сформировалась психика клиента и как используемые им с детства защиты искажают реальность и останавливают его развития.

Восстановление прошлого также предполагает реалистичную оценку аспектов ответственности, контроля, глубину и серьезность ситуаций. Очень часто в условиях дисфункциональных семей все перемешано между собой: в итоге, например, взрослые дети считают себя обязанным по привычке опекать родителей и заботиться о них, в то же время заботу о себе самих они перекладывают на своих жен и мужей.

Важно перестать отрицать проблемы и переживания, реально существовавшие в прошлом. При этом целью является не обвинение, а восстановление внутренней связной картины и событий и причинно-следственных связей, в также осознание чувств гнева, боли, бессилия и других.

Оплакивание несбывшихся фантазий

Эта стадия не так проста, как кажется, поскольку без осознанности человек может либо застрять на этапе «обвинения» родителей, либо на этапе аутоагрессии и самокритики.

Другим последствием застревания в фантазиях об «идеальном родителе» является концентрация сил и энергии на идее о том, что когда-нибудь в родительской семье все будет хорошо. В результате возникают следующие негативные последствия:

  • Концентрация на родительской семье в ущерб своим личным отношениям, например когда взрослый ребенок проводит отпуск, все праздники с родственниками, отказываясь от общения с друзьями и других планов – лишь бы не обидеть родителей.
  • Возлагание вины на клиента, который является таким «плохим» на фоне «хорошей» родительской семьи.
  • Зацикленность на нереальной идее удовлетворения своих потребностей в любви, принятии, безопасности родителями, которые не способны на это или не способны в достаточной степени. Эти нереалистичные ожидания также побуждают клиента искать «заместителей» своих родителей – например, в друзьях, коллегах, мужьях и женах, возлагая на них непосильный груз стать любящей всепрощающей матерью или опекающим отцом.

Признание своих особенностей, проблем, индивидуальных установок

На этом этапе мы учимся видеть те черты, механизмы поведения и реагирования, которые развились под воздействием травмирующей ситуации детства. Например, это могут быть различные варианты адаптивного поведения: отрицание, изоляция, угодничество другим в попытке получить поощрение, подкрепляющее свою самоценность, «задабривание» агрессора и т.д. В детстве они помогали ребенку выживать в трудной ситуации и подстраиваться под родителей, однако в будущем обычно эти адаптивные механизмы становятся скорее помехой для индивидуации и становления психики как взрослой и самобытной.

Оценка текущей ситуации

Обладая пониманием того, что происходило и как это на него повлияло, человек уже способен достаточно реалистично оценить свою жизнь, цели, ценности, ориентиры, степень удовлетворенности потребностей, свои реальные возможности   и ресурсы.

При этом важно не впадать в самообвинения по поводу упущенных возможностей, а ценить те перспективы и «активы», которые есть в настоящем.

Принятие ответственности

Принятие ответственности без вины всегда дает результат, потому что мы сразу обретаем точку опоры, перестаем быть марионеткой судьбы.  Возможно не все раны удастся полностью залечить, останутся какие-то рубцы, но в целом очень и очень многое зависит от настоящего, а не от прошлого.

Разумеется, это не означает иллюзии всемогущества, но помогает ощутить реальные возможности изменить старые модели поведения, чувствования, реагирования. На этом этапе может также возникнуть желание спорить, ругаться с родителями: при этом важно понимать, что здесь достижима цель выразить свои  чувства, сказать вслух о то, что было пережито. Но цель изменить другого человека в результате этого откровения, является, скорее всего, нереалистичной.

Не нужно также требовать от себя прощения обидчиков: если оно когда-то придет, то придет само. Преждевременное прощение не дает клиентам выражать свой гнев и блокирует их чувства.



Просмотров: 380
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое счастье? И почему так важно понимать свои чувства?
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Обида и чувство вины. Как эти чувства отражаются на этапе похудения и как с ними совладать
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Заимствованные чувства (2) — ты не обязан чувствовать также, как другие
  • Что означает «простить своих родителей»?
  • Что означает «простить своих родителей»?
  • Про веревки, которые вьют дети из родителей и как в них не встрять
  • Слезы.Как это важно.Еще одно переживание прошлого.
  • Разум ставит нам цель за целью и не дает отдышаться, так как не знает, что такое одышка
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Перепроживание травмы – это все, что дает холотропное дыхание?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Тренинг «снижение стресса на основе осознанности»: что это такое и как помогает
  • Типы автоматических ответов родителей и что слышат в них дети.
  • Почему все так? За что мне это?
  • О дружбе эзотерики и психологии, а также о гуманности и человечности в них



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь