Семья в терапии на различных этапах её развития

Каждый член семьи меняется в процессе существования в семье. Использует ли человек условия семьи для развития или существование в семье становится ограничением развития личности и источником травматизации зависит от того сформировалась семья как функциональная или дисфункциональная.

Дисфункциональная семья нуждается в психотерапевтическом участии для определения источника дисфункциональности и механизма существования данной семьи. Возможность определить, что происходит в реальности, осознать каждому члену семьи свой вклад в поддержании дисфункции, является первым условием для изменения и гармонизации семейных отношений.

В процессе терапии проясняются потребности каждого члена семьи в контакте с близкими. Это могут быть подавленные потребности в безопасности, личном пространстве, потребность в эмоциональной и физической близости, потребность в признании и уважении. Представления о способе удовлетворения этих потребностей так же могут отличаться или игнорироваться.

В процессе терапии может проясняться, на что готовы члены семьи ради того, чтобы быть вместе, что готовы отдавать, от чего готовы отказаться, до какой степени. Важное значение имеет ясное представление о границах в семье (между членами семьи, границах с внешним миром).

Семья проходит несколько этапов в своём развитии. На каждом этапе возникают кризисные противоречия, преодолевать которые помогают ресурсы семейной психотерапии. В каждом кризисном периоде есть свои задачи, меняются также внешние и внутренние границы семьи. Например, на этапе влюблённости задачей является объединение ресурсов, создание общности. Внутри семьи границ нет. После влюблённости должен пройти этап знакомства с принятием различий друг друга – это этап диалога.

Следующим этапом является рождение ребёнка, его принятие. Если семья не прошла этап диалога и принятия различий, то могут возникнуть проблемы в решении задачи этапа принятия ребёнка, тогда в терапии поддерживается диалог и принятие отличий супругов.

В дальнейшем появление каждого нового ребёнка является новым этапом, где строятся и перестраиваются детско-родительские отношения, определяется и трансформируется ответственность каждого члена семьи. На различных этапах развития ребёнка и семьи в целом актуализируются различные проблемы. Существующие дисфункции в семье, которые в родителях могут компенсироваться социальными масками, очевидны и предъявляются миру как проблемы, симптомы ребёнка. Поэтому психотерапевтическая работа с ребёнком должна сопровождаться готовностью к участию в терапии всей семьи.

Когда дети становятся старше, важной задачей становится принятие сексуальности в ребёнке подростке. На границе  семьи с внешним миром появляются не только социальные группы, образовательные учреждения и педагоги, появляются мужчины и женщины.

Дети взрослеют и уходят из семьи, задачей становится завершение родительствования. Меняются и более чётко обозначаются границы между родителями и детьми. На этом этапе для родителей необходимо увидеть  друг друга как супругов, подтвердить взаимность выбора. Это время возобновления диалога. Трудности установления диалога могут быть связаны с незавершённостью задач предыдущего этапа, а возможно и с тем, что период первичного диалога до рождения детей не был пройден успешно. Семейный терапевт помогает увидеть друг друга, установить диалог и заметить каждому супругу свои чувства и потребности, чувства и потребности другого.

На следующих этапах семья устанавливает отношения с  новой семьёй ребёнка, с появлением внуков для первичной семьи супругов важно отпустить  и передать власть своим детям, отступить в фон. Если эта задача не реализуется, то родители могут авторитарно вмешиваться в уклад жизни молодой семьи, тем самым разрушаются отношения между супругами в первичной семье и создаются препятствия для принятия ответственности членами молодой семьи.

В процессе семейной терапии организуются диалоги, творческие эксперименты (рисование, театрализация, др.) позволяющие осознать характер поведения и типичные стратегии контакта, которые  члены семьи используют в обращении друг с другом, прояснить актуальные нерешённые задачи семьи, семья находит ресурсы для их решения. Гештальториентированная психотерапевтическая работа позволяет повысить осознанность проживания отношений в паре, в семье, с внешним миром.



Просмотров: 485
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Формирование созависимых отношений в семье. Передача чувств между членами семьи .
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.2.
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Деньги на разных этапах развития семьи
  • Партнерские отношения как основа взаимоотношений между членами семьи
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Современная молодая семья. Взгляды молодежи на создание своей семьи.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга?
  • Семья . Смысл создания семьи - притча.
  • Функции семьи и их воплощение в реальной жизни. Чем семья хороша?
  • Пограничные правила для молодой семьи
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, и кризисы семейных отношений. Часть 2.
  • Почему супруги выбирают друг друга? Внутренняя идентификация семьи.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Устройство семьи и ответственность в семье.
  • Жизненные циклы семьи. Задачи и проблемы
  • Любовь. Молодость. Проблемы молодой семьи, первые кризисы семейных отношений. Часть 1.
  • Какие мужья могут изменить жене и уйти из семьи.
  • Отчуждение между членами семьи. Эмоциональный разрыв.
  • Влияние семьи на поведение ребёнка
  • Повторение жизненного сценария родительской семьи, в семье клиента. Работа с этим.
  • Нервная анорексия как диагноз для всей семьи
  • Антистресс для всей семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь