|
Научная статья 4. Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризисаАвтор статьи: Гаркуша Рура Сергеевна
Материалы данной статьи были озвучены на IV Региональной научно-практической конференции 27 сентября 2012 г. и 8 ноября 2012 г. на Межрегиональной научной конференции, посвящённой творчеству Л.С. Выготского в теоретической и практской психологии. С кратким докладом можно ознакомиться здесь. Подростковый кризис относится к числу острых и характеризуется снижением успеваемости, работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. В психологической литературе он назван «негативной фазой полового созревания». Если подросток эмоционально не справляется с происходящими с ним переменами и не имеет поддержки в социальном окружении, это может привести к поведенческим и эмоциональным расстройствам или стать фактором риска совершения суицида [2; 3; 7]. В качестве одного из симптомов кризиса выделяют негативизм, когда подросток враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, одновременно испытывая беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству и самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается в 14-16 лет [2; 4]. К 13 годам у детей возобновляются типичные школьные фобии: застенчивость, тревожность, страхи. Эмоциональные расстройства, причинами которых чаще являются социальные причины, преобладают у девочек – депрессия, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще встречаются у мальчиков [2; 4; 10; 12]. Поведение подростка во время кризиса, как пишет Л.С. Выготский, не обязательно имеет негативный характер. У 20% подростков он протекает остро, они надолго выпадают из семьи, возбудимы или эмоционально тупы. К потенциальным негативистам относятся 60 % школьников. Это проявляется реакцией на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Только у 20% учащихся нет негативных проявлений. На этом основании можно предположить, что негативизм может быть следствием недостатков педагогического подхода [2]. Целью нашего исследования стало определение возможности эффективной коррекции психоэмоционального состояния учащихся в периоде подросткового кризиса методом БОС (биологической обратной связи). Он является способом медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи [9]. Актуальность и новизна темы обусловлена тем, что коррекция тревожности и психоэмоциональной напряжённости при помощи данного метода основана на психофизиологии, обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованность, позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировано подбирать каждому школьнику нагрузку для тренировки и контролировать эффективность её выполнения в ходе коррекции. Контроль дыхания – наиболее гибкий из способов снятия чрезмерного напряжения, обладающий функционально-оптимизирующим действием на психовегетативный статус пациентов. Одной из его разновидностей является методика обучения подростка диафрагмально-релаксационному типу дыхания с использованием в качестве регистрируемого и управляемого параметра величины дыхательной аритмии сердца (ДАС), представляющей собой разницу между частотой пульса на вдохе и выдохе. Она возникает как результат влияния фаз дыхания на частоту сердечных сокращений (ЧСС): на вдохе величина пульса возрастает, на выдохе – снижается [13]. Метод БОС направлен на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путём формирования на уровне головного мозга центральной программы физиологически адекватного управления функциями организма [9; 11; 13]. В данной работе мы использовали прибор «ДАС–БОС – Биосвязь», представляющий собой преобразователь биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов с организма человека для работы с персональным компьютером с использованием метода БОС [13]. Гипотеза нашего исследования утверждает, что метод биологической обратной связи является одним из эффективных средств коррекции психоэмоционального состояния учащихся в периоде подросткового кризиса. Диагностико-коррекционную работу проводили с декабря 2011г. по май 2012 г. с подростками 13-14 лет на базе ГОУ гимназии №343 Невского района, Санкт-Петербурга. Общее количество учащихся составило 76 человек: 31 мальчик и 48 девочек. Практическое исследование включало первичную и вторичную диагностику до и после коррекционной работы следующими методами: I. Методики констатирующего эксперимента. 1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. 2) «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филлипса». 3) «САН – самочувствие, активность, настроение». 4) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса. 5) «Восьмицветный цветовой личностный тест» М. Люшера. 6) «Методика определения темперамента» Г. Айзенка (EPI, форма А и B). 7) Замеры сердечного ритма при помощи устройства тестирования и мониторинга сердечно-сосудистой системы «Палстрим» в контрольной и экспериментальной группах. II. Методики формирующего эксперимента. 1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (сокращённый вариант оценки ситуативной тревоги). 2) «Восьмицветный цветовой личностный тест» М. Люшера. 3) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е. Уэссманна – Д.Ф. Рикса (шкала XI «Спокойствие – тревожность»). 4) «БОС – биологическая обратная связь» А.А. Сметанкина, с использованием аппаратурно-программного комплекса «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10 – 12 сеансов, 2-3 раза в неделю. 5) Тренинг развития коммуникативных навыков учащихся. Первичное диагностическое обследование показало, что 96 % учащихся входят в группу риска по показателям тревожности, психоэмоциональной напряжённости и выраженной подверженности стрессу. Из них 14 % имеют повышенный и высокий уровень ситуативной тревоги и 17 % высокий уровень общей школьной тревожности. Для 22 % характерно переживание социального стресса. У 12 % фрустрирована потребность в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку удовлетворять свои потребности в успехе и достижении высокого результата. У 39 % школьников имеется страх самовыражения, что ведёт за собой негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Для 29 % учащихся характерен страх ситуации проверки знаний: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. У 36 % подростков наблюдается повышенный и высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Нами выявлено, что для 17 % характерна низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. У 11% наблюдается физиологическая истощённость. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка. Они являются важными факторами формирования школьного невроза и углубления кризисного состояния современного подростка. По данному фактору наблюдается повышенный уровень тревожности у 32 % учащихся. При оценке функционального состояния выделено 66 % учеников, характеризующихся психоэмоциональной напряжённостью и быстрой психической истощаемостью. С низким самочувствием – 41 %, из них 39 % описывают своё самочувствие как плохое. С активностью ниже среднего выделено 58 %, из них 30 % характеризуются низкой активностью. С пониженным настроением выделено 25 %, из них для 8 % характерно выраженное плохое настроение. Проведено исследование основных свойств личности учащихся: экстраверсия – интроверсия, эмоциональная стабильность – нейротизм. Интровертами являются 25 % учащихся. Они имеют следующие особенности, которые могут стать факторами риска в подростковом кризисе: погружённость в себя, трудности в установлении контактов с людьми и адаптации к реальности, пессимизм, контроль собственных чувств, обязательность. Определены как экстраверты 75 % школьников. Для этого типа личности факторами риска в подростковом кризисе может стать импульсивность и недостаточный самоконтроль, низкая терпимость к депривации. Результаты диагностики на эмоциональную стабильность – нейротизм показали, что 43 % учащихся имеют высокий и очень высокий уровень нейротизма, что проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряжённость, эмоциональная возбудимость, депрессивность, нестабильность, неуравновешенность нервно-психических процессов, лабильность вегетативной нервной системы, изменчивость настроения, чувствительность, тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Данные по тесту М. Люшера говорят о том, что 17 % подростков находятся в состоянии выраженного стресса, психической напряжённости и эмоциональной неустойчивости. В связи с полученными данными сформирована экспериментальная группа по показателям школьной тревожности учащихся общим количеством 35 человек (13 мальчиков и 22 девочки). В группу БОС вошло 21 человек (8 мальчиков и 13 девочек), в группу тренинга – 14 учащихся (5 мальчиков и 9 девочек). Контрольную группу составили 41 школьник (14 мальчиков и 25 девочек). Подростков, вошедших в экспериментальную группу БОС, обучали диафрагмально-релаксационному типу дыхания аппаратурно-программным методом биологической обратной связи А.А. Сметанкина «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10-12 сеансов 2-3 раза в неделю. Выработку диафрагмально-релаксационного типа дыхания производили путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания на фоне релаксации. По результатам вторичного диагностического исследования выявлено, что группа риска сократилась в 1,4 раза по показателям тревожности, психоэмоциональной напряжённости и выраженной подверженности стрессу. Количество учащихся, переживающих социальный стресс, снизилось также в 1,4 раза. Количество подростков с фрустрированной потребностью в достижении сократилось в 2 раза, со страхом самовыражения – в 1,5 раза, с высоким уровнем страха проверки знаний снизилось в 1,1 раза, с повышенным и высоким уровнем страха не соответствовать ожиданиям окружающих снизилось в 1,1 раза, с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу снизилось в 2,1 раза. Повышенный уровень тревоги и страха в отношениях с учителями сократился в 2 раза. Однако количество учащихся контрольной группы с повышенным и высоким уровнем ситуативной тревоги к концу экспериментальной работы выросло в 1,9 раза, с психоэмоциональной напряжённостью и быстрой психической истощаемостью – в 1,1 раза, с эмоциональной стабильностью снизилось в 1,1 раза. Причинами столь грустной ситуации могут быть усиление школьной нагрузки к концу учебного года и зачётно-экзаменационный период. Вторичное диагностическое исследование показало снижение уровня общей школьной тревожности и психоэмоциональной напряжённости у 95 % подростков, посещавших сеансы БОС. В группе коммуникативного тренинга наблюдается положительная динамика для 79 % учащихся. Таким образом, у современного подростка наблюдается не только гормональная перестройка организма, происходит переоценка отношения к учению, родителям, себе, социальному окружению и переход к интимно-личностному общению. В данный период многие из этих школьников становятся застенчивыми, придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, их тревожность парализует социальную активность настолько, что может произойти отказ от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств, эмоциональные трудности: половина опрошенных учащихся четырнадцатилетнего возраста временами чувствуют себя очень несчастными, плачут, подозревают окружающих в предвзятом к ним отношении, склонны к суициду [2]. Для современного подростка серьёзными факторами риска развития дезадаптации являются школьная тревожность и ряд педагогических факторов [1; 5; 6]. Можно утверждать наличие тесной связи между уровнем тревоги учащегося и его психофизиологическим состоянием [1; 5; 6; 11; 13]. За счёт освоения и применения навыков саморегуляции, преодоления дезадаптационных состояний, повышения внимания и коррекции поведения создаются предпосылки для улучшения самочувствия и успеваемости учащихся. Одним из таких методов является диафрагмально-релаксационное дыхание (ДРД) – наиболее физиологичный и энергетически выгодный тип дыхания, который осуществляется преимущественно диафрагмой и мышцами брюшной стенки. Овладев этим типом дыхания, подросток получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние своего организма при функциональных расстройствах и заболеваниях, а также использовать его для профилактики и общего укрепления здоровья. Успокаивающий эффект ДРД формирует у школьников навыки расслабления, отсутствие которых препятствует успешной саморегуляции и может способствовать усилению кризисного состояния переходного периода [1; 5; 6; 9; 11; 13; 14]. Используя метод контроля дыхания для развития соматосенсорного самоконтроля и способности к самонаблюдению и самоотчёту, можно добиться лучших результатов у подростков со склонностью к аддиктивным расстройствам, с нарушениями поведения и в профилактической работе с школьниками с повышенными показателями школьной тревожности. Данный метод является частным случаем техник, применяемых в телесно-ориентированной терапии и рассматривается как вариант сенсорно-когнитивного тренинга [1; 5; 6; 8]. Метод БОС – это также передача субъекту информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации подросток способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций, сохраняя и укрепляя здоровье, корректируя деятельность нарушенных функций при патологии [14]. Полученные результаты свидетельствуют о том, чтоэтотметод является одним из средств эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста. Литература
* Кулганов В.А. Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // сб. Межрег. науч. конф., посв. творч. Л.С. Выготского в теор. и практ. психологии, 8 ноября 2012 г. / РГГУ и АИГО. – СПб., 2012. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|