Научная статья 4. Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса

Материалы данной статьи были озвучены на IV Региональной научно-практической конференции 27 сентября 2012 г. и 8 ноября 2012 г. на Межрегиональной научной конференции, посвящённой творчеству Л.С. Выготского в теоретической и практской психологии. С кратким докладом можно ознакомиться здесь.

Подростковый кризис относится к числу острых и характеризуется снижением успеваемости, работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. В психологической литературе он назван «негативной фазой полового созревания». Если подросток эмоционально не справляется с происходящими с ним переменами и не имеет поддержки в социальном окружении, это может привести к поведенческим и эмоциональным расстройствам или стать фактором риска совершения суицида [2; 3; 7].

В качестве одного из симптомов кризиса выделяют негативизм, когда подросток враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, одновременно испытывая беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству и самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается в 14-16 лет [2; 4].

К 13 годам у детей возобновляются типичные школьные фобии: застенчивость, тревожность, страхи. Эмоциональные расстройства, причинами которых чаще являются социальные причины, преобладают у девочек – депрессия, страхи и тревожные состояния. Нарушения в поведении в четыре раза чаще встречаются у мальчиков [2; 4; 10; 12].

Поведение подростка во время кризиса, как пишет Л.С. Выготский, не обязательно имеет негативный характер. У 20% подростков он протекает остро, они надолго выпадают из семьи, возбудимы или эмоционально тупы. К потенциальным негативистам относятся 60 % школьников. Это проявляется реакцией на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Только у 20% учащихся нет негативных проявлений. На этом основании можно предположить, что негативизм может быть следствием недостатков педагогического подхода [2].

Целью нашего исследования стало определение возможности эффективной коррекции психоэмоционального состояния учащихся в периоде подросткового кризиса методом БОС (биологической обратной связи).

Он является способом медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи [9].

Актуальность и новизна темы обусловлена тем, что коррекция тревожности и психоэмоциональной напряжённости при помощи данного метода основана на психофизиологии, обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованность, позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировано подбирать каждому школьнику нагрузку для тренировки и контролировать эффективность её выполнения в ходе коррекции.

Контроль дыхания  –  наиболее гибкий из способов снятия чрезмерного напряжения, обладающий функционально-оптимизирующим действием на психовегетативный статус пациентов. Одной из его разновидностей  является методика обучения подростка диафрагмально-релаксационному типу дыхания с использованием в качестве регистрируемого и управляемого параметра величины дыхательной аритмии сердца (ДАС), представляющей собой  разницу между частотой пульса на вдохе и выдохе. Она возникает как результат влияния фаз дыхания на частоту сердечных сокращений (ЧСС): на вдохе величина пульса возрастает, на выдохе – снижается [13].

Метод БОС направлен на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путём формирования на уровне головного мозга центральной программы физиологически адекватного управления функциями организма [9; 11; 13].

В данной работе мы использовали прибор «ДАС–БОС – Биосвязь», представляющий собой преобразователь биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов с организма человека для работы с персональным компьютером с использованием метода БОС [13].

Гипотеза нашего исследования утверждает, что метод биологической обратной связи является одним из эффективных средств коррекции психоэмоционального состояния учащихся в периоде подросткового кризиса.

Диагностико-коррекционную работу проводили с декабря 2011г. по май 2012 г. с подростками 13-14 лет на базе ГОУ гимназии №343 Невского района, Санкт-Петербурга. Общее количество учащихся составило 76 человек: 31 мальчик и 48 девочек.

Практическое исследование включало первичную и вторичную диагностику до и после коррекционной работы следующими методами:

I. Методики констатирующего эксперимента.

1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.

2) «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филлипса».

3) «САН – самочувствие, активность, настроение».

4) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса.

5) «Восьмицветный цветовой личностный тест» М. Люшера.

6) «Методика определения темперамента» Г. Айзенка (EPI, форма А и B).

7) Замеры сердечного ритма при помощи устройства тестирования и мониторинга сердечно-сосудистой системы «Палстрим» в контрольной и экспериментальной группах.

II. Методики формирующего эксперимента.

1)       «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (сокращённый вариант оценки ситуативной тревоги).

2)       «Восьмицветный цветовой личностный тест» М. Люшера.

3)       «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е. Уэссманна – Д.Ф. Рикса (шкала XI «Спокойствие – тревожность»).

4)       «БОС – биологическая обратная связь» А.А. Сметанкина, с использованием аппаратурно-программного комплекса «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10 – 12 сеансов, 2-3 раза в неделю.

5)       Тренинг развития коммуникативных навыков учащихся.

Первичное диагностическое обследование показало, что 96 % учащихся входят в группу риска по показателям тревожности, психоэмоциональной напряжённости и выраженной подверженности стрессу. Из них 14 % имеют повышенный и высокий уровень ситуативной тревоги и 17 % высокий уровень общей школьной тревожности. Для 22 % характерно переживание социального стресса. У 12 % фрустрирована потребность в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку удовлетворять свои потребности в успехе и достижении высокого результата. У 39 % школьников имеется страх самовыражения, что ведёт за собой негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Для 29 % учащихся характерен страх ситуации проверки знаний: негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. У 36 % подростков наблюдается повышенный и высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих.

Нами выявлено, что для 17 % характерна низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. У 11% наблюдается физиологическая истощённость.

Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка. Они являются важными факторами формирования школьного невроза и углубления кризисного состояния современного подростка. По данному фактору наблюдается повышенный уровень тревожности у 32 % учащихся.

При оценке функционального состояния выделено 66 % учеников, характеризующихся психоэмоциональной напряжённостью и быстрой психической истощаемостью. С низким самочувствием – 41 %, из них 39 % описывают своё самочувствие как плохое. С активностью ниже среднего выделено 58 %, из них 30 % характеризуются низкой активностью. С пониженным настроением выделено 25 %, из них для 8 % характерно выраженное плохое настроение.

Проведено исследование основных свойств личности учащихся: экстраверсия – интроверсия, эмоциональная стабильность – нейротизм.

Интровертами являются 25 % учащихся. Они имеют следующие особенности, которые могут стать факторами риска в подростковом кризисе: погружённость в себя, трудности в установлении контактов с людьми и адаптации к реальности, пессимизм, контроль собственных чувств, обязательность.

Определены как экстраверты 75 % школьников. Для этого типа личности факторами риска в подростковом кризисе может стать импульсивность и недостаточный самоконтроль, низкая терпимость к депривации.

Результаты диагностики на эмоциональную стабильность – нейротизм показали, что 43 % учащихся имеют высокий и очень высокий уровень нейротизма, что проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряжённость, эмоциональная возбудимость, депрессивность, нестабильность, неуравновешенность нервно-психических процессов, лабильность вегетативной нервной системы, изменчивость настроения, чувствительность, тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Данные по тесту М. Люшера говорят о том, что 17 % подростков находятся в состоянии выраженного стресса, психической напряжённости и эмоциональной неустойчивости.

В связи с полученными данными сформирована экспериментальная группа по показателям школьной тревожности учащихся общим количеством 35 человек (13 мальчиков и 22 девочки). В группу БОС вошло 21 человек (8 мальчиков и 13 девочек), в группу тренинга – 14 учащихся (5 мальчиков и 9 девочек). Контрольную группу составили 41 школьник (14 мальчиков и 25 девочек).

Подростков, вошедших в экспериментальную группу БОС, обучали диафрагмально-релаксационному типу дыхания аппаратурно-программным методом биологической обратной связи А.А. Сметанкина «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10-12 сеансов 2-3 раза в неделю. Выработку диафрагмально-релаксационного типа дыхания производили путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания на фоне релаксации.

По результатам вторичного диагностического исследования выявлено, что группа риска сократилась в 1,4 раза по показателям тревожности, психоэмоциональной напряжённости и выраженной подверженности стрессу.

Количество учащихся, переживающих социальный стресс, снизилось также в 1,4 раза. Количество подростков с фрустрированной потребностью в достижении сократилось в 2 раза, со страхом самовыражения – в 1,5 раза, с высоким уровнем страха проверки знаний снизилось в 1,1  раза, с повышенным и высоким уровнем страха не соответствовать ожиданиям окружающих снизилось в 1,1 раза, с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу снизилось в 2,1 раза. Повышенный уровень тревоги и страха в отношениях с учителями сократился в 2 раза.

Однако количество учащихся контрольной группы с повышенным и высоким уровнем ситуативной тревоги к концу экспериментальной работы выросло в 1,9 раза, с психоэмоциональной напряжённостью и быстрой психической истощаемостью – в 1,1 раза, с эмоциональной стабильностью снизилось в 1,1 раза. Причинами столь грустной ситуации могут быть усиление школьной нагрузки к концу учебного года и зачётно-экзаменационный период.

Вторичное диагностическое исследование показало снижение уровня общей школьной тревожности и психоэмоциональной напряжённости у 95 % подростков, посещавших сеансы БОС. В группе коммуникативного тренинга наблюдается положительная динамика для 79 % учащихся.

Таким образом, у современного подростка наблюдается не только гормональная перестройка организма, происходит переоценка отношения к учению, родителям, себе, социальному окружению и переход к интимно-личностному общению. В данный период многие из этих школьников становятся застенчивыми, придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, их тревожность парализует социальную активность настолько, что может произойти отказ от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств, эмоциональные трудности: половина опрошенных учащихся четырнадцатилетнего возраста временами чувствуют себя очень несчастными, плачут, подозревают окружающих в предвзятом к ним отношении, склонны к суициду [2].

Для современного подростка серьёзными факторами риска развития дезадаптации являются школьная тревожность и ряд педагогических факторов [1; 5; 6]. Можно утверждать наличие тесной связи между уровнем тревоги учащегося и его психофизиологическим состоянием [1; 5; 6; 11; 13]. За счёт освоения и применения навыков саморегуляции, преодоления дезадаптационных состояний, повышения внимания и коррекции поведения создаются предпосылки для улучшения самочувствия и успеваемости учащихся. Одним из таких методов является диафрагмально-релаксационное дыхание (ДРД) –  наиболее физиологичный и энергетически выгодный тип дыхания, который осуществляется преимущественно диафрагмой и мышцами брюшной стенки. Овладев этим типом дыхания, подросток получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние своего организма при функциональных расстройствах и заболеваниях, а также использовать его для профилактики и общего укрепления здоровья. Успокаивающий эффект ДРД формирует у школьников навыки расслабления, отсутствие которых препятствует успешной саморегуляции и может способствовать усилению кризисного состояния переходного периода [1; 5; 6; 9; 11; 13; 14].

Используя метод контроля дыхания для развития соматосенсорного самоконтроля и способности к самонаблюдению и самоотчёту, можно добиться лучших результатов у подростков со склонностью к аддиктивным расстройствам, с нарушениями поведения и в профилактической работе с школьниками с повышенными показателями школьной тревожности. Данный метод является частным случаем техник, применяемых в телесно-ориентированной терапии и рассматривается как вариант сенсорно-когнитивного тренинга [1; 5; 6; 8].

Метод БОС – это также передача субъекту информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации подросток способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций, сохраняя и укрепляя здоровье, корректируя деятельность нарушенных функций при патологии [14].

Полученные результаты свидетельствуют о том, чтоэтотметод является одним из средств эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста.

Литература

  1. Гаркуша Р.С. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Современные проблемы психологии и психофизиологии ребёнка. [Текст]: сб. материалов научн.-практ. семинара 18.04.2012. – СПб.: 7 студия РИК, 2012. – С. 110-116.
  2. Ефимкина Р. П. Детская психология [Текст]: методические указания / Р.П. Ефимкина. – М.: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.
  3.  Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков [Текст] / А.И. Захаров.– М., 1988.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. – М., 1989.
  5. Кулганов В.А. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Современные методы диагностики и коррекции социальных дезадаптаций и аддикций у участников образовательного процесса [Текст]: сб. материалов научн.-практ. семинара. – СПб.: 7 студия РИК, 2011. – С. 116-123.
  6. Кулганов В.А. Коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога [Текст] : материалы III Рег. науч.-практ. конф., 22-23 сент. 2011 г. / Союз педиатров России. – СПб., 2011. – С. 118-121.
  7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е.Личко. – М., 1983.
  8. Лютин Д.В. и соавт.  Использование метода биологической обратной связи в лечении и реабилитации пациентов с аддиктивными и сопутствующими расстройствами [Текст]: Пособие для врачей / Д.В.Лютин, О.А.Садчикова, Е.Н.Федосеева, О.Н.Новикова. – СПб., 2003. – 20 с.
  9. Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Гуна Г.Е. – СПб.: ЛОИРО, 2003.
  10. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка [Текст] / П. Муссен.– М., 1987.
  11. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. // Знание. – 1986. – №3. – С. 64-91.
  12. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. – М., 1994.
  13. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (Метод Сметанкина) [Текст] // Биологическая обратная связь. – 1991. – №1. – С. 18-26.
  14. Электронный ресурс: Биосвязь. – Академический курс биологической обратной связи. – Что есть БОС? – http://www.biosvyaz.com/akad_kurs.php

* Кулганов В.А. Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // сб. Межрег. науч. конф., посв. творч. Л.С. Выготского в теор. и практ. психологии, 8 ноября 2012 г. / РГГУ и АИГО. – СПб., 2012.



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи
  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Научный доклад "Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса"
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • "Хроники школьного психолога" Анализ причин повышенной тревожности учащихся 5 классов
  • Применение приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Научная статья 5. Коррекция школьной тревожности методом социально-психологического тренинга
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Психологические особенности девиантного поведения учащихся начальной школы
  • Экспресс -диагностика адаптации учащихся 10-х классов.
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития
  • Использование методов и приемов НЛП в развитии учащихся с ЗПР, в условиях общеобразовательной школы.
  • «Типология учащихся на основе уровневого подхода В.В. Лебединского»
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Применение социальных игр для психологической подготовки учащихся к экзаменам
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Дивергентное и конвергентное мышление учащихся
  • Подготовка к государственным экзаменам (буклет для учащихся 9 и 11 классов)
  • Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь