Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу.

Автор статьи: Мария Кузнецова

     Под словом «адаптация» понимается приспособление организма к внешним условиям. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, приводящий к дезадаптированности ребенка.

   К сожалению, при переходе из начальной в среднюю школу вопросам адаптации уделяется гораздо меньше внимания. А ведь образовательная система в пятом классе ставит перед ребенком не менее трудные задачи, чем в первом: надо приспособится к кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, их личностным особенностям.

    Однако еще больше удивление возникает, когда задумываешься о том, в каком состоянии находиться работа по адаптации учащихся к образовательной среде. Складывается впечатление, что только ребенок и должен приспосабливаться к образовательной среде, а она к нему – нет. Сам процесс школьной адаптации, представляющий собой приспособление психики ребенка к условиям и требованиям школьного обучения, в большинстве случаев стихиен: дети сами как – то приспосабливаются друг к другу и к школе!

   Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребенка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма.

   При переходе детей из младшего школьного возраста в подростковый особенно важно усвоение норм и способов взаимоотношений: у ребенка  появляется потребность быть субъектом не только учебной деятельности – он стремиться самоутвердиться. Так же формируется потребность быть взрослым, осознавать себя личностью, отличной от других людей.

     Представление о себе у младших подростков меняется – они не считают себя детьми и стремятся войти в мир взрослых. Развивается общественная направленность стремлений: подростки хотят найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами.

     На смену основному характерному для младшего школьного возраста мотиву учебной деятельности – занимать социальное положение школьника, – в младшем подростковом возрасте приходит еще один важнейший мотив – завоевать определенное положение внутри школьного коллектива. Отношение младшего подростка к учению станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению его положения в коллективе. Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно взаимосвязана с изменением в это время отношения подростка к самому себе. В этот период происходит своеобразный кризис самооценки.

  Таким образом, школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Пусковым механизмом процесса адаптации является резкое изменение условий жизни или привычной среды, приводящее к рассогласованности внешних социальных условий и внутреннего отношения.



Просмотров: 609
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Кризис младшего школьного возраста
  • К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде
  • Определяем темперамент у детей младшего школьного возраста
  • Учебная неуспеваемость детей младшего школьного возраста
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста
  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Адаптация ребенка в новом коллективе.
  • Адаптация детей с речевыми нарушениями к условиям детского сада
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Адаптация ребенка в школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь