|
Психотипы террористов школы "Колумбайн"Автор статьи: Шарапов Александр Владимирович
Информационное пространство регулярно шокируют террористические акты в учебных учреждениях. Родители содрогаются, только представив подобную картину, только панически допустив гипотетическую вероятность попадания своих детей в жуткую передрягу. Часто в таких случаях ссылаются на трагичные события в американской школе «Колумбайн». Более того, позднее поступок двоих учащихся стал, чуть ли не хрестоматийным и даже сформировал последователей и тематические сообщества. Таким образом, появляется проблема исследования кровавого прецедента: что это за террористы, почему они пошли на преступление? Вот как звучат сухие сводки: 20 апреля 1999 года двое учеников старших классов — Эрик Харрис и Дилан Клиболд открыли стрельбу в школе «Колумбайн» в штате Колорадо. Погибли 13 человек, более 20 были ранены. Нападавшие покончили с собой. Оба этих террориста с точки зрения психологии заслуживают особого внимания. Эрик Харрис – ярко выраженный психопат, с нарциссическими чертами личности. "Я чувствую себя Богом, и я хотел бы, чтобы все были официально ниже меня" – записал он в своём дневнике. Это, несомненно, подчёркивает комплекс превосходства. Характерно, что на убийство он пошёл в футболке с надписью «Естественный отбор». Дилан Клиболд – был полной противоположностью Харриса. "Я-Бог, Бог печали", - написал он в сентябре 1997 года, около своего 16-летия. Обращает на себя внимание грандиозность самовосприятия, только с разной направленностью. Клиболд был депрессивным человеком, в котором иногда просыпался неконтролируемый гнев. Кстати говоря, на убийство он пошёл в футболке с надписью «Гнев». Психологические истоки эмоциональных нарушений прослеживаются в интервью с матерью Д. Клиболда. Дилан любил играть в головоломки и очень переживал, когда проигрывал. В юности он стал застенчивым. Тем не менее, будущего террориста застигли за взломом компьютерной системы школы и наказали за это. А вот вывод, который сделала мать после теракта: Я пришла к выводу, что он, должно быть, не любил меня, потому что любовь помешала бы ему делать то, что он сделал». Можно обратить внимание на эмоциональную глухоту матери: ребёнка любят за победы? А просто так, почему не принимали? Также явно прослеживается внешний локус контроля: мать обвиняет других и делает весьма сомнительный вывод – сын это сделал, потому что не любил меня. А значит, виноват он. Может быть, поэтому Д. Клиболд написал такие строки: "Месть-это печаль / смерть-это отсрочка / жизнь-это наказание / достижения других - мучения / люди похожи / я - разный". Конечно, феномен террористического сознания намного шире и многогранней. Даже на этом кратком примере можно увидеть, что портрет террориста может иметь различные контуры: экстравертированный и интровертированный типы, аутоагрессивные, депрессивные тенденции и агрессия, направленная вовне, внешний и внутренний локусы контроля и т.д. И, тем не менее, где как не в детстве и в семье искать истоки формирования первичных разрушительных черт? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|