"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"
Сухомлинский В. А.
В последние годы своей практики как психолога в дошкольных учреждениях я всё чаще сталкиваюсь с проблемой нежелания детей обучаться в школе и проблемами их социализации (построения отношений в коллективе), агрессивностью. Зачастую, эти дети очень рано начинают осваивать буквы и цифры, мало играют. Однако, когда они достигают старшего дошкольного возраста, или поступают в школу, можно заметить, как они начинают стремиться больше играть, интерес к учёбе пропадает. Такие дети не умеют общаться и договариваться, поэтому часто конфликтны и агрессивны. В итоге, желание родителей, чтобы их ребёнок был лучшим в классе (для чего они и старались с ранних лет учить его буквам и цифрам), не оправдается, и к тому же у них возникнет множество проблем поведенческого плана ребёнка.
Причина кроется в нарушении закономерностей развития ребёнка.
На протяжении всей жизни человека существуют этапы развития его психики. Каждый этап определяет ведущий вид деятельности. Поскольку в центре нашего внимания сегодня ребёнок-дошкольник, речь пойдёт о закономерностях психического развития ребёнка-дошкольника...
Погоня за современными авторскими методиками освоения букв и цифр детьми ещё в раннем в детстве, приводит к нарушению закономерностей развития детей.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра, а не обучение. Отечественные педагоги и психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.) отмечают важную роль игры в формировании психики, поскольку она подготавливает ребёнка к следующему этапу развития - обучению в школе.
Именно в игре ребёнок первоначально развивает познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и высшую психическую функцию - речь.
В игре ребёнок учится общаться с другими детьми, строить отношения, взаимодействовать, договариваться и разрешать конфликты. В возрасте 4-5 лет начинает формироваться детский коллектив. Игра по своей природе социальна.
В игре мы видим будуших учителей, космонавтов, юристов, докторов, мам и пап. Игра отражает весь окружающий мир ребёнка и он воспроизводит в ней всё, что видит и наблюдает вокруг себя: отношения в семье, речь и жесты своих родителей, бабушек, дедушек, воспитателей и других знакомых людей. В игре малыш готовится к взрослой жизни и делает это с удовольствием. Помогите Вашему ребёнку, создайте условия для игры, играйте вместе. Вы восполните его потребность в общении и развитии. А когда придёт возраст 6-7 лет, начинайте постепенно учить буквы, как это и предусмотренно программой детского сада. Вы подготовите ребёнка к школе и он, с удовольствием, начнёт учится.