Клиент приходит на прием и разными способами доносит одну и ту же информацию: «Счастья хочу!». А какое оно это счастье? Вот это вопрос! Ну казалось бы – расскажи, что делает тебя счастливым? Завис.
Клиенты откликаются на предложения, которые с ним срезонировали. Если клиент долгое время находится в какой-то боли, то он будет откликаться на информацию, которая тем или иным образом касается его боли.
В какой-то момент времени клиент «созрел» и решил обратиться за помощью к специалисту. Дальше сценарий классический - специалист задает вопрос: «Что ты хочешь?», «Что для тебя будет лучшим решением?»
Как помочь клиенту сформулировать свой запрос? Клиенты вываливают на голову психолога тонны информации о своей боли – об этом они могут говорить долго. А вот вопрос о том, к чему ты хочешь прийти, провоцирует «столбняк».
Психолог тоже человек, и он тоже ходит на прием к психологу и коучу, проходит тренинги. Да, правила игры таковы, что психологи обязаны проходить личную терапию в количестве «много». Психологи, которые приходят на прием ко мне, стремятся «выйти на другой уровень доходов, работать с другими клиентами, чувствовать себя свободными, пробить денежный потолок». Вот именно такие формулировки я и слышу. Конечно, я начинаю прояснять, что стоит за этими словами.
Печально то, что оказывается, есть такой тренд – «стремиться к чему-то»: получается так, что «если я не стремлюсь, значит со мной что-то не так». Я же не просто так «пытаю» коллег вопросом о том, какие смыслы вы вкладываете в понятия «другой уровень доходов», «другие клиенты», «чувствовать себя свободным», «твой денежный потолок».
Как это? О чем вы? Что будет в вашей жизни по-другому? Как ты поймешь, что ты уже на другом уровне?
Есть те, кто легко и просто отвечает на эти вопросы, начинает вкусненько описывать картины будущего, к которому он стремится. Оставим их в покое, Слава Богу, что они есть. Но есть те, кто реально зависает в этом: они не могут описать картинку, к которой стремятся. Иногда складывается ощущение, что они как собаки: все понимают, а сказать не могут. А говорить надо, поскольку это часть терапии.
Обычно психологи просят представить картину будущего, описать то, что увидишь. Те, кто в столбняке, не могут этого сделать.
Я эту задачу решаю в 2 этапа:
1. Я помогаю включить в работу другие анализаторы, не только зрительные:
Какое твое будущее на вкус, на запах, какие звуки ты слышишь, какой цвет ты видишь, если видишь?
У меня была клиентка, которая о своем будущем говорила так: «оно пахнет морем». Для нее запах моря ассоциировался с состоянием безопасности, любви, отсутствия тревожности по поводу денег. Она и меня-то выбрала по запаху: когда она со мной познакомилась (а встретились мы с ней в скайпе), ее мозг сразу выдал запах моря. Она сразу купила мою программу, оплатила ее в тот же день. Для нее запах неудач, одиночества, отсутствия денег равно опасности – это запах вонючих носков. Мы с ней все цели сверяли с ассоциативными запахами, даже цифры ее будущих доходов нюхали. У нее другие анализаторы практически не работали. Поэтому мы «нарисовали» картину запахами.
Еще одна клиентка тоже включала нюх: для нее успех равнялся аромату кофе. А дальше я начала прояснять и оказалось, что это не совсем так. Это был только первый шаг, причем обманный. Я попросила представить себя, вдыхающей аромат кофе. Её мозг выдал картинку, которая ее напугала: она бомжиха, стоит под дверью дорогого кафе и вдыхает аромат кофе. Мы двигались дальше так: я попросила её представить себя в комфорте, в неге, расслабленной. Клиентка молчала несколько минут, а потом говорит: «Я чувствую, что хожу босиком по теплому деревянному полу. Это не паркет – это широкие доски, плотно подогнанные одна к другой. По такому полу приятно ходить босиком. Он теплый. А еще я вижу на полу квадраты света – это в мансардные окна светит солнце. О, я оказывается, в пентхаусе!» Так у нее нарисовалась картинка: босиком по деревянному полу в пентхаусе с мансардными окнами – это то, что ассоциируется у нее с другим уровнем жизни, с другим уровнем доходов.
2. Провожу терапию с целью снять запреты. Работу провожу по технологии, которой пользуюсь много лет и которая дает хорошие результаты. Запретов, как правило, много – они компашками живут. Конечно, все запреты сразу не снимаются, это процесс, в котором надо пожить и поработать. Но выраженность эмоционального напряжения можно снять быстро.
Когда клиент может подробно рассказать о том, к чему он стремится, весь путь выстроить проще. Позволю себе дать рекомендацию: проясняйте у клиента все общие фразы, которые он говорит. Важна конкретика – Что это для тебя?
Если вы грешите тем, что говорите общими фразами или фразами, которые несут двойные смыслы, начните заботиться о себе: начинайте практиковаться в том, чтобы говорить конкретно, точно, прояснять все детали. Вы увидите, как много изменится практически сразу: конкретика притянет конкретику. Именно это позволяет точно и быстро принимать решения, действовать, понимать, что вы хотите и как достичь желаемого.
Заботьтесь о себе. Всем добра.