Клиент-центрированный взгляд на терапию с клиентами, имеющими пограничный уровень функционирования

Автор статьи: 404

 

        Первое упоминание о пограничной организации личности было изложено еще в 1681 году английским врачом Томасом Сиденхемом (Thomas Sydenham) в письме к коллеге, где он описывал истерических пациентов, отличившихся от других «своим своенравием: они любят без какой-либо меры, и тотчас же начинают ненавидеть без какой-либо причины. Чрезвычайное волнение у них возникает из внезапной ярости, боли, страха и других похожих эмоций».

    Само понятие «пограничности» первоначально возникло в психоаналитической литературе и «подразумевает под собой уровень развития организации личности более «нарушенный», чем невротический, но менее «нарушенный», чем психотический.

        Согласно клиент-центрированному взгляду на проблему если ребенок, в период с 1,5 до 2,5 лет, на этапе развития, когда личность становится воспринимаемой для него самого, не получает эмпатического понимания своим чувствам от значимых других людей, то он не может их включить в Я- концепцию. Испытанные позднее чувства становятся вызовом представлению о себе и будут проживаться как личная угроза.

        Теория клиент-центрированной терапии полагает, что эффективность процесса напрямую зависит от установления с клиентом определенного типа отношений, в которых терапевт конгруэнтен, эмпатичен, безусловно позитивен.  В работе с клиентами с пограничным расстройством личности, в отличии от клиентов с невротическим уровнем, выполнение этих условий для выстраивания контакта представляет значительную сложность. Сложно эмпатически воспринимать причудливый мир клиента и быть эмпатичным к тому, что напрямую может привносить клиент в терапию. Сформировать общее понимание можно было лишь генерализовано сложив воедино то, каким образом клиент строит отношения, как он ломает границы, как взаимодействует с чувствами.

      Выдержать подобный, словами Маргерет Ворнер «хрупкий процесс» можно лишь его ощущая и при наличии большого терпения. Все это дает понимание того, как должна строиться терапия, как могут создаваться терапевтические цели, при которых сам процесс может стать понятным, логически выстроенным и прозрачным. Добавляет сложности в построении эмпатического контакта отсутствие у клиентов возможности внутреннего соприкосновения с аффективной частью. Обращение «внутрь себя» становится ужасным, воспринимаемым как нечто хаотичное, неупорядоченное, недифференцированное. В такой ситуации может естественно возникнуть желание форсировать процесс.  Клиента нужно выдерживать, искать способы как обратиться к процессу самопознания, избавлять от ранений соприкосновения с внутренним хаосом.

         Требуется особый, диссоциированный и доступный для клиента пространственный способ запуска процесса самоисследования. Терапевт, сталкиваясь с тупиком в возможностях реализации эмпатического понимания может интуитивно найти для себя иные пути, которые могут позволить найти упорядоченность в хаотичном мире.

      Терапия может давать хороший эффект, если правильно понимать цель, не прекращать поиски различных форм самопознания, которые позволяют в пограничном процессе создавать безопасные, эмпатичные условия принятия, при которых, согласно клиент-центрированного представлению о развитии личности запускает процесс, аналогичный с процессом, в котором клиент чувствует эмоциональный опыт, распознает, символизирует, затем присваивает себе. У клиента может появиться свой, собственный опыт, принятый в Я-концепцию, что дает возможность постепенно шаг, за шагом ее наполнить, упорядочивая беспорядок.

Список литературы

1 Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе, М.: Независимая фирма «Класс», 1998

2 Biermann-Ratjen E.-M., Eckert J. & Schwartz H.-J., Gesprächspsychotherapie. Verändern durch Verstehen. Stuttgart, 2003

3 Eckert J., Dulz B., Makowski C., Die Behandlung von Borderline-Persönlichkeitsstörungen // Psychotherapeut, Volume 45, Issue 5, September 2000

4 Eckert J., Biermann-Ratjen E.-M., Höger D. (Eds.), Gesprächspsythotherapie Lehrbuch, Hardcover, 2012

 5  Warner M. A Client-Centered Approach to Therapeutic Work With Dissociated and            Fragile, New York: Guilford Press, 1998 

            



Просмотров: 526
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что клиент не может сделать сам?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Как статьмагнитом для клиентов: шаг 4. Хороший контакт персонал + клиент = наценка выше среднерыночной
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Может ли клиент не прийти? (юмористическая заметка)
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Психоаналитический процесс. Что делает клиент, и что делает психоаналитик?
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Процесс «Может быть» (или «расшатывание убеждений»)
  • Если клиент отказывается продолжать терапию
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь