|
Миры мальчиков и миры девочекАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Ребята получали по дощечке, почти неограниченное количество глины, стеки, кисточки и гуашь. Задание было такое: "Постройте свой мир на дощечке. Вы можете, если хотите, объединяться с одноклассниками и работать вместе, можете объединить миры после того, как они будут готовы. Их можно сдвигать вместе, строить между ними мосты и дороги, а можно оставить мир обособленным. Это решаете вы сами." В конце занятия я попросила детей представить их миры и немного рассказать о них. Мне хотелось посмотреть, какие сюжеты возникнут при довольно свободно поставленной теме, каким содержанием наполнят дети свои миры и как они будут коммуницировать друг с другом. Я не предполагала исследовать гендерные различия в этом эксперименте, но именно они вылезли на передний план. Работы мальчиков и девочек различались кардинально. Миры девочек были более яркими, цветными, в них присутствовали темы дома, природы, животных. Девочки, хотя и спорили иногда в процессе работы, но творили коллегиально, часто не выделяя индивидуальных частей в общей композиции. Мальчики видели свои миры в более сдержанных тонах, чаще всего присутствовал черный, красный, зеленый, иногда синий и коричневый цвет. Практически отсутствовал желтый, не встречались оранжевый, розовый. Если девочки старались ярко покрасить все элементы, то мальчики часто оставляли глину некрашеной, выделяя наиболее важные вещи сигнальными цветами: красным, черным. В основе сюжета у мальчишек почти всегда была борьба, битва, часто присутствовала военная техника, корабли, солдаты, оружие. Если изображались элементы природы, то самым популярным элементом был вулкан, если реальные или фантастические животные, то они обязательно были опасными, сражались между собой, пожирали друг друга или нападали на людей. Приведу в качестве примеров некоторые наиболее выразительные работы.
В то время, как 7 мальчиков играют в глиняную войну, единственная девочка за столом создает пейзаж.
Невольно появлялась мысль, а выросли ли те дяди, которые сейчас стоят у рулей мировой политики, настолько похоже выглядела игрушечная модель мира и взаимодействие противников на то, что происходит и, на самом деле, всегда происходило, в локальной или глобальной мировой политике.
Все предыдущие работы выполнены первоклассниками, а это произведение принадлежит двум мальчикам-третьеклассникам. Сюжет: оборона города Парижа от Годзиллы великанами-пузанами. У мальчиков были очень популярны темы зомби, представляющих опасность для детей и от которых нет спасенья. Сюжеты из компьютерных игр и мультфильмов обыгрывались в разных вариациях. Девочкам были интересны другие персонажи - принцессы, единороги, был один укрощенный дракон. Сюжеты были мирные с благополучным концом. У девочек, даже весьма агрессивных, которые дрались, и которых боялись мальчики, не встречалось, тем не менее, военных, каких-либо других воинственных сюжетов или злобных персонажей. Так что, миры девочек и мальчиков, как и характер их игры, оказались сильно отличающимися. Буду рада отзывам и комментариям. С любовью, психолог, арт-терапевт Светлана Шмелева
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|