|
Девочки-мальчики и их взаимодействие.Автор статьи: Генберг Екатерина Анатольевна
Василий решил, повинуясь судьбе, Жениться на Вере из 1 "Б". Он ластик и ленточку ей подарил И замуж идти ее уговорил. Но мама, и папа, и наша собака Решительно против этого брака! Поскольку женитьба - вопрос не простой, Походит Василий пока холостой! (Роман Сеф). Итак, в этой статье я хотела бы затронуть тему взаимодействия мальчиков и девочек в разных периодах детства.
Младечество, ранний возраст ( от рождения до 3 лет).Мама-папа счастливы! Ура! В их семье появился долгожданный малыш. Этот малыш - настолько малыш, что не только он сам, но и окружающие взрослые кроме как по цвету ленточки ( И только к концу раннего возраста ( к 3 годам) ребенок усваивает свою половую принадлежность, но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик" и "девочка". Например, в 3 года на вопрос "Кто ты?" девочка ответит, что она девочка. Но рассуждения о том, почему она так решила,ограничатся фразами "Потому что я ношу платья, играю в куклы" и т.п. То есть знания очень поверхностны, они основаны не на видении ребенком ситуации, а на том, что ему по тому поводу сказали взрослые.
Дошкольное детство (от 3 до 7лет).Вот тут становится интереснее! В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обнарживает внешние различия мужчин и женщин в одежде, манере поведения. Все свои наблюдения ребенок переносит в игру. Поэтому в этом возрасте мы можем наблюдать как мальчики берут на себя роли мужей, пап, водителей, строителей. Девочки же предпочитают становится на время игр мамами, женами, учителями. Кроме того появляются чисто мужские или чисто женские игрушки. В этом возрасте дети часто "влюбляются" и "собираются пожениться". Так дочка часто рассказывает маме вечером после сада настоящую "Санта-Барбару" их взаимоотношений в группе: "Петя в меня влюбился,но я не хочу с ним играть, он дерется. Мне нравится Саша, он всегда делится со мной игрушками!" Мам такое поведение детей умиляет, забавляет, но где-то может настораживать: "А не слишком ли рано мой ребенок о высоких чувствах рассуждает?!". На самом деле не рано, самое то. Нужно понимать, что в этом возрасте все чувства ребенка по отношению к противоположному полу во-первых, ситуативны, во-вторых, носят характер игры. Сюжетно-ролевая игра - ведущая,или основная деятельность этом возрасте. Ее задача - научить ребенка взаимоотношениям между людьми. Ребенок отыгрывает то, что видит, то, что его заинересовало. Увидел, как папа приобнял и поцеловал маму, вернувшись с работы, его эта ситуация заинтересовала - он воспроизвел ее в игре. В дошкольном возрасте дети начинают объединяться в группы по признакам пола. Но группы эти - лишь на период игры. Да и в игре они очень расплывчаты. В начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и для девочек. Но постоянно помнить о своей роли в соответствии с полом ребенок еще не может. Дети, зачастую, увлекшись игрой, продолжают играть как сверстники, а не как мальчики-девочки. А потом расхлебывают свои "заигрался" перед воспитателями. Особенно мальчишки. Ведь забывают, что перед ними - девочки, начинают играть как с мальчиками, а с мальчиками главное - соперничество, победа любой ценой - хоть в глаз кулаком, хоть толкнуть. А девочки реагируют так, как свойственно чисто их женской природе - пытаются договориться, социальные контакты, взаимоотношения для них - в приоритете. Им бывают непонятны мальчишеские замашки и выходки. Но в целом и общем можно сказать, что в этом возрасте дети между собой дружат и пытаются совместно через игру познавать сложный мир взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Главное приобретение дошкольного возраста в вопросе половой идентификации: ребенок открывает, что все люди делятся на мужчин и женщин. Он обретает знания о том, к какому полу принадлежит он сам и как, в соответствии с этими знаниями, строить свое поведение. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет).Противостояние - вот девиз взаимоотношений полов в этом возрасте. Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп - гомогенизация. Дети разбиваются на два противополжных лагеря - мальчиков и девочек- со своими правилами и ритуалами поведения. В этом возрасте их взаимоотношения становятся глубже, переходят на качественно другой уровень. Поэтому мальчики "не играют в девчачьи игры", а девочки "терпеть не могут мальчишек".
Нет-нет, безусловно, и поболтатать друг с другом, и из школы до дома вместе добежать - с удовольствием. Но это ситуативно, здесь и сейчас, в основной же массе проведенного совместного времени в школе или во дворе мальчишки играют с мальчишками, девчонки - с девчонками. Происходит это потому что мотив совместных игр не только не изменился, но, напротив, расцвел: мальчики чаще в своих играх пытаются доказать свое "Я", это игры на соперничество. Девочкам интересно человеческое общение, они направлены на познание тонкостей взаимодействия. И эти детские потребности в игре четко оправданы их социальными ролями в будущем: мужчины - добытчики, женщины - хранительницы очага. Детки учатся своим ролям, а это зачастую приводит к конфликтам. Ведь когда эти две группы оказываются вместе, происходит столкновение интересов. Мальчики пытаются доказать свое превосходство, зачастую не воспринимая того, что перед ними девочки. Неудивительно, что мальчиковые игры девочкам кажутся "дурацкими" и непонятными. При этом девочки ориентируются на общение, им важно общение с учительницей, с подружками. Важно как общение само по себе. Мальчики в свою очередь не принимают такую девичью позицию, считают игры девочек недостойными их внимания. Кстати, часто именно в этом возрасте мальчишки начинают подтрунивать над девочками ( дернуть за косичку, выкинуть портфель и т.п). Мальчик так пытается привлечь внимание понравившейся девочки. Ему же завоевать ее надо, победить! Но она его стремлений не понимает, поэтому его "шутки" обижают ее, вызывают злость. В этом же возрасте появляются дразнилки типа "Тили-тили тесто жених и невеста". Или же стоит мальчику с девочкой несколько раз пройтись домой вместе, одноклассники не оставят это безнаказаным. Бросать фразы типа "Петя любит Машу" начнут незамедлительно. Итак, Главная особенность отношений между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте - разделение интересов в зависимости от половой принадлежости, некоторая "враждебность" по отношению к противоположному полу. Родители, учителя могут тревожиться по этому поводу и стремиться к дисциплине, пытаются примирить два лагеря. Но не стоит грубо вмешиваться в отношения между полами, так как они могу помешать полному и закономерному развитию отношений между полами.
Подростковый возраст.Этап "первой влюбленности". Итак, противостояние закончилось. Гормоны берут свое. Подросток начинает обращать серьезное внимание на противополжный пол. Но опыта нет. Он пока учится, пробует себя на любовном фронте. Давайте разберемся как это происходит. Ребенок начинает взрослеть. Из гадкого утенка (в нашем случае прыщавого подростка) за какие-то 3-5 лет ему предстоит превратиться в прекрасного лебедя (в нашем случае, уверенного в себе молодого человека). Возникает стремление нравиться, происходит качественная идентификация "Я как мужчина", "Я как женщина". На первый план выходит осознание личной привлекательности/неривлекательности. Это имеет первостепенное значение глазах сверстников. Взаимоотношения между полами, как и все остальное в подростковом возрасте, имеет скачкообразный характер. Исчезает детская непосредственность --- пропадает задиристость в отношении противоположного пола --- появляется зстенчивость, скованность,робость, либо показное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола, готовность к его насмешкам --- наконец, к старшему подростковому возрасту появляются романтические отношения, "первая любовь". Надо заметить, что первые чувства не отличаются постоянством. Подростковый максимализм захватыае и эту сферу жизни. Чем ярче, драматичнее происходят события - тем интереснее подростку их проживать, ведь такая драматичность дает огромный опыт. Опыт выстраивания отношений с противоположным полом. Родители, как правило, оказываются не готовы к такой взрослости своего чада. "Как? Уже? Когда успел вырасти?" - читаешь в их глазах. И тут очень важно родителям принять эту данность. А когда приняли, то поговорить с ребенком. От сердца поговорить. Не читая нотации о предохранении, о том,что этот мальчик плохой, а девочка супер самоуверенная. Нет, разговаривать,безусловно, нужно об отношениях мужчин и женщинах, о сексе, конце концов, нужно. Но так, как разоваривают с самым дорогим человеком. Желая добра и показывая, что чувства ребенка ценны! Иначе своим стремлением научить, показать, кто главный можно разрушить тот мостик, который связывал Вас с ребенком в предыдущие годы. Оно Вам надо? Нужно помнить, что из каждого возраста ребенок должен вынести что-то полезное. Главное приобретение подросткового возраста - развитие самосознания, стремления стать лучше в рамках своей референтной группы.
Вот так вот от количества к качеству идет развитие отношений между полами детском возрасте. Каждый этап важен и необходим, кроме того, всему свое время. Дети без нас, родителей, чувствуют, что им необходимо на каждом ворастном этапе. Наша задача - не вмешиваться в их отношения,когда они не просят нас об этом. Но наблюдать! И помогать, когда это необходимо. Счастья и любви Вам и Вашим детям! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|