Основные особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми с сахарным диабетом

Анастасия Петрова, клинический и семейный психолог

тел. 8 964 782 0958

Семья живет и функционирует как система, отношения родителей и детей мы рассматриваем через призму системного подхода. Описанный в статье тип отношений в семье достаточно распространен, но в случае, если ребенок болен, то возможная причина развития цикла "вина родителя-вседозволенность для ребенка" кроется именно в болезни. 

Сахарный диабет 1-ого типа (С.Д.) - аутоиммунное  хроническое заболевание, наиболее часто начинающееся в детском или подростковом возрасте. Причинами С.Д. считаются: генетическая предрасположенность, частые вирусные инфекции, качество питания и окружающей среды, состояние хронического стресса.

В настоящее время для лечения С.Д. в нашей стране  используется комплексный подход, который включает в себя диетотерапию,  физические нагрузки, необходимость ежедневного подсчета хлебных единиц, заместительную инсулинотерапию. Все это меняет жизнь заболевших детей и их семей,  накладывает определенные ограничения.

Постановка ребенку С.Д. вызывает у родителей ряд эмоциональных реакций, которые в значительной степени определяют тот тип взаимоотношений, который может сложиться у них с ребенком впоследствии. Сами же дети и подростки, как правило, не демонстрируют выраженных страхов и опасений непосредственно по поводу диагноза.

Детей и подростков, скорее, расстраивают реакции близких, а так же ограничения, связанные с болезнью. Дети выражают переживания по поводу болезненности инъекций инсулина и необходимости отказа от привычной пищи. Подростки сообщают, что тревожатся о том, как их примут друзья и одноклассники (в связи с необходимостью соблюдения диеты и уколов). Но, и дети и подростки отмечают, что их очень беспокоят реакции родителей (в частности, мам) на то, что поставлен такой диагноз. Как правило, дети тревожатся о конкретном поведении близких. Так они могут говорить, что «мама стала грустной», «бабушка плачет», «папа ходит расстроенный».

Первой реакцией родителей на диагноз С.Д. является отрицание. Оно проявляется в разных формах, начиная с того, что родители отказываются сообщать ребенку о хроническом течении С.Д. и запрещают рассказывать о болезни в школе, и, заканчивая тем, что некоторые родители пытаются забрать ребенка из стационара и показать другому «хорошему» доктору, который профессионально оспорит мнение доктора «плохого».

В случае если отрицание выражается очень бурно или затягивается, это может препятствовать корректному лечению, а также способствовать социальной дезадаптации ребенка.

Если позиция родителя, или семьи в целом, связанная с отрицанием, закрепляется, это приводит к особому построению коммуникации с ребенком. Тема диабета считается невозможной для обсуждения в такой семье. При этом все формальности по уходу за больным ребенком соблюдаются. Родители не спорят с тем, что могут расстраиваться и даже плакать из-за того, что причиняют ребенку боль инъекциями или дискомфорт, ограничивая его в еде. Однако на прямой вопрос ребенка, они готовы придумывать самые разные отговорки, но только не озвучивать истинную причину. Между собой супруги тоже стараются не обсуждать переживания по поводу С.Д.. И тогда на лицо парадокс – болезнь вроде бы есть, а вроде бы ее и нет. В этом случае не только родители лишаются возможности делиться своими переживаниями, но и ребенок оказывается в некоторой эмоциональной изоляции, где ему не может быть предоставлена поддержка. В семье возрастает эмоциональная дистанция, в которой все про все знают, но не имеют возможности поговорить.

Параллельно с отрицанием, или самостоятельно, у родителей возникает чувство  вины. Оно в основном бывает связано с представлением родителей об их причастности к стрессовым событиям в жизни ребенка, которые, по их мнению, и спровоцировали начало заболевания. Поддержку своим мыслям родители находят в различных источниках по проблеме диабета. Информация ложится на хорошо подготовленную тревогой почву и заставляет родителей испытывать тягостные чувства.

В понятие стресса, который «запустил» заболевание ребенка, родители вкладывают супружеские конфликты, недостаток внимания к ребенку, повышенную требовательность, конфликты из-за учебы. Такие родители часто бывают озабочены тем, чтобы огородить ребенка от всех возможных стрессов. Что, конечно, является невыполнимой задачей!

Фактически получается, что родители видят свое дальнейшее общение с ребенком, как некую вседозволенность. В таких семьях планируется предъявлять к ребенку гораздо меньше требований, снисходительно относиться к его капризам, не ругать, не наказывать и обязательно все решать на уровне мирных переговоров. Сама по себе идея все решать мирно очень хорошая. Особенно, если раньше в семье все так и было. Однако не стоит упускать из внимания, что именно эти родители говорят о том, что конфликтные отношения и спровоцировали начало заболевания. Значит, скорее всего, невозможность решать все с помощью переговоров существовала и раньше. И появление С.Д. не сможет кардинально изменить уже сложившейся паттерн.

Дети в описанном выше типе отношений лишаются возможности корректировать свое поведение в соответствии с правилами, попадают в выраженную инфантильную позицию. В какой-то момент вседозволенность может привести к тому, что ребенок станет неуправляемым. К этому времени и родители изрядно устанут контролировать себя и постоянно сдерживаться. Случается что-то, как последняя капля, какая-нибудь мелочь, и ребенку достается и за предыдущие и за будущие проступки! После чего родители испытывают чувство вины, усиленное представлением о том, что на ребенка теперь «нельзя даже голоса повышать». После такого инцидента ребенку на какое-то время снова многое разрешается. Нетрудно догадаться, что взаимодействие скандал-вседозволенность приобретает циклический характер.

Если же говорить о детях, то они, практически интуитивно, улавливают возможность получения выгоды от такого положения вещей. Лозунгом детей в таких семьях становится «Кричите-кричите, зато потом вы сделаете для меня все, что я захочу». И это подкрепляется поведением родителей.

Когда ребенок вел себя плохо и его отругали, у родителей появляется ощущение, что они совершили что-то ужасное. В этот период они не только перестают предъявлять к ребенку определенные требования, но и готовы скупить полмагазина игрушек или приобрести дорогой гаджет. Таким образом, они пытаются заслужить прощение и хоть как-то справиться со своей виной.

Через некоторое время ребенок начинает понимать, что его плохое поведение оборачивается для него множеством бонусов! А это значит, что чем хуже он себя ведет, тем больше бонусов может получить. И тогда поведение ребенка становится просто ужасным, изобретаются разные способы, чтобы точно не оставить родителей равнодушными. Дети начинают активно манипулировать родными.

Описанные здесь типы детско – родительского взаимодействия не являются единственными и обязательными. В благоприятных случаях, такие отношения могут не закрепиться надолго и, пройдя некий кризисный этап, семья сможет найти баланс. Однако, если время идет, а члены семьи так и не могут открыто говорить о своих переживаниях относительно болезни или имеют сильное чувство вины, то это является поводом для обращения к психологу. Ведь, как это нередко бывает, хоть болеет тело, а помогать нужно и психике.  

 



Просмотров: 492
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Ваши дети повзрослели! Родители обижаются и пытаются меня контролировать. Хочу решать сам.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • За ребенка должны решать родители.
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Почему ребенку нужны родители, а не друзья
  • Обратная сторона вины родителей перед ребенком – злость и обида на собственных родителей
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • Если вы дети своих родителей...
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Родители и дети. Кто кому родители?
  • После развода дети должны остаться с тем из родителей, кто больше уважает в детях другого родителя...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь