|
Основные особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с детьми с сахарным диабетомАвтор статьи: Петрова Анастасия Сергеевна
Анастасия Петрова, клинический и семейный психолог тел. 8 964 782 0958 Семья живет и функционирует как система, отношения родителей и детей мы рассматриваем через призму системного подхода. Описанный в статье тип отношений в семье достаточно распространен, но в случае, если ребенок болен, то возможная причина развития цикла "вина родителя-вседозволенность для ребенка" кроется именно в болезни. Сахарный диабет 1-ого типа (С.Д.) - аутоиммунное хроническое заболевание, наиболее часто начинающееся в детском или подростковом возрасте. Причинами С.Д. считаются: генетическая предрасположенность, частые вирусные инфекции, качество питания и окружающей среды, состояние хронического стресса. В настоящее время для лечения С.Д. в нашей стране используется комплексный подход, который включает в себя диетотерапию, физические нагрузки, необходимость ежедневного подсчета хлебных единиц, заместительную инсулинотерапию. Все это меняет жизнь заболевших детей и их семей, накладывает определенные ограничения. Постановка ребенку С.Д. вызывает у родителей ряд эмоциональных реакций, которые в значительной степени определяют тот тип взаимоотношений, который может сложиться у них с ребенком впоследствии. Сами же дети и подростки, как правило, не демонстрируют выраженных страхов и опасений непосредственно по поводу диагноза. Детей и подростков, скорее, расстраивают реакции близких, а так же ограничения, связанные с болезнью. Дети выражают переживания по поводу болезненности инъекций инсулина и необходимости отказа от привычной пищи. Подростки сообщают, что тревожатся о том, как их примут друзья и одноклассники (в связи с необходимостью соблюдения диеты и уколов). Но, и дети и подростки отмечают, что их очень беспокоят реакции родителей (в частности, мам) на то, что поставлен такой диагноз. Как правило, дети тревожатся о конкретном поведении близких. Так они могут говорить, что «мама стала грустной», «бабушка плачет», «папа ходит расстроенный». Первой реакцией родителей на диагноз С.Д. является отрицание. Оно проявляется в разных формах, начиная с того, что родители отказываются сообщать ребенку о хроническом течении С.Д. и запрещают рассказывать о болезни в школе, и, заканчивая тем, что некоторые родители пытаются забрать ребенка из стационара и показать другому «хорошему» доктору, который профессионально оспорит мнение доктора «плохого». В случае если отрицание выражается очень бурно или затягивается, это может препятствовать корректному лечению, а также способствовать социальной дезадаптации ребенка. Если позиция родителя, или семьи в целом, связанная с отрицанием, закрепляется, это приводит к особому построению коммуникации с ребенком. Тема диабета считается невозможной для обсуждения в такой семье. При этом все формальности по уходу за больным ребенком соблюдаются. Родители не спорят с тем, что могут расстраиваться и даже плакать из-за того, что причиняют ребенку боль инъекциями или дискомфорт, ограничивая его в еде. Однако на прямой вопрос ребенка, они готовы придумывать самые разные отговорки, но только не озвучивать истинную причину. Между собой супруги тоже стараются не обсуждать переживания по поводу С.Д.. И тогда на лицо парадокс – болезнь вроде бы есть, а вроде бы ее и нет. В этом случае не только родители лишаются возможности делиться своими переживаниями, но и ребенок оказывается в некоторой эмоциональной изоляции, где ему не может быть предоставлена поддержка. В семье возрастает эмоциональная дистанция, в которой все про все знают, но не имеют возможности поговорить. Параллельно с отрицанием, или самостоятельно, у родителей возникает чувство вины. Оно в основном бывает связано с представлением родителей об их причастности к стрессовым событиям в жизни ребенка, которые, по их мнению, и спровоцировали начало заболевания. Поддержку своим мыслям родители находят в различных источниках по проблеме диабета. Информация ложится на хорошо подготовленную тревогой почву и заставляет родителей испытывать тягостные чувства. В понятие стресса, который «запустил» заболевание ребенка, родители вкладывают супружеские конфликты, недостаток внимания к ребенку, повышенную требовательность, конфликты из-за учебы. Такие родители часто бывают озабочены тем, чтобы огородить ребенка от всех возможных стрессов. Что, конечно, является невыполнимой задачей! Фактически получается, что родители видят свое дальнейшее общение с ребенком, как некую вседозволенность. В таких семьях планируется предъявлять к ребенку гораздо меньше требований, снисходительно относиться к его капризам, не ругать, не наказывать и обязательно все решать на уровне мирных переговоров. Сама по себе идея все решать мирно очень хорошая. Особенно, если раньше в семье все так и было. Однако не стоит упускать из внимания, что именно эти родители говорят о том, что конфликтные отношения и спровоцировали начало заболевания. Значит, скорее всего, невозможность решать все с помощью переговоров существовала и раньше. И появление С.Д. не сможет кардинально изменить уже сложившейся паттерн. Дети в описанном выше типе отношений лишаются возможности корректировать свое поведение в соответствии с правилами, попадают в выраженную инфантильную позицию. В какой-то момент вседозволенность может привести к тому, что ребенок станет неуправляемым. К этому времени и родители изрядно устанут контролировать себя и постоянно сдерживаться. Случается что-то, как последняя капля, какая-нибудь мелочь, и ребенку достается и за предыдущие и за будущие проступки! После чего родители испытывают чувство вины, усиленное представлением о том, что на ребенка теперь «нельзя даже голоса повышать». После такого инцидента ребенку на какое-то время снова многое разрешается. Нетрудно догадаться, что взаимодействие скандал-вседозволенность приобретает циклический характер. Если же говорить о детях, то они, практически интуитивно, улавливают возможность получения выгоды от такого положения вещей. Лозунгом детей в таких семьях становится «Кричите-кричите, зато потом вы сделаете для меня все, что я захочу». И это подкрепляется поведением родителей. Когда ребенок вел себя плохо и его отругали, у родителей появляется ощущение, что они совершили что-то ужасное. В этот период они не только перестают предъявлять к ребенку определенные требования, но и готовы скупить полмагазина игрушек или приобрести дорогой гаджет. Таким образом, они пытаются заслужить прощение и хоть как-то справиться со своей виной. Через некоторое время ребенок начинает понимать, что его плохое поведение оборачивается для него множеством бонусов! А это значит, что чем хуже он себя ведет, тем больше бонусов может получить. И тогда поведение ребенка становится просто ужасным, изобретаются разные способы, чтобы точно не оставить родителей равнодушными. Дети начинают активно манипулировать родными. Описанные здесь типы детско – родительского взаимодействия не являются единственными и обязательными. В благоприятных случаях, такие отношения могут не закрепиться надолго и, пройдя некий кризисный этап, семья сможет найти баланс. Однако, если время идет, а члены семьи так и не могут открыто говорить о своих переживаниях относительно болезни или имеют сильное чувство вины, то это является поводом для обращения к психологу. Ведь, как это нередко бывает, хоть болеет тело, а помогать нужно и психике.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|