Нужно ли делать уроки с ребенком?

Нужно ли делать уроки с ребенком

Я бы сказала, вынесенный в заголовок вопрос достаточно больной и даже в какой-то степени провокационный.

Сердце буквально обливается кровью, когда читаешь о родителях, которые, возвращаясь с работы домой, "предвкушают" вторую рабочую смену за письменным столом своего чада; слышишь о том, в какой ад ежевечерне превращается жизнь всей семьи, когда по комнатам летают тетради, учебники и дневники, мама пьет валерианку, а папа стучит кулаком по дверному косяку после стопятидесятой попытки прорешать с ребенком заданные на дом уравнения...

С другой стороны вариант "просто передать ребенку ответственность" в случае с уроками мне тоже не кажется абсолютно правильным, потому что зачастую у ребенка совершенно объективно не хватает навыков и ресурсов для самостоятельного выполнения домашних заданий. И задача взрослых здесь будет состоять в том, чтобы постараться найти причины имеющихся трудностей и постепенно помочь ребенку их преодолеть. То есть самостоятельно выполнение уроков все равно остается целью, но к ней нужно прийти, восполнив имеющийся у ребенка дефицит каких-либо умений или навыков. 

Если мы говорим о младших школьниках, то зачастую проблема с уроками бывает связана с тем, что у ребенка просто еще не "отросла" так называемая произвольность поведения, то есть умение сознательно управлять своими поступками, совершать волевые действия, преодолевать трудности. И роль родителей здесь может как раз и состоять в том, чтобы служить для ребенка таким внешним средством контроля, как бы восполняя недостаточно пока развитые механизмы внутренней саморегуляции. О том, как это можно делать, я писала вот здесь: https://www.psyoffice.ru/article/98154/ (статья прежде всего предназначена для родителей гиперактивных детей, но, на самом деле, приведенные в ней рекомендации достаточно универсальны)

Еще один частый вариант причин трудностей с уроками заключается в том, что у ребенка существуют какие-то объективные "западания" в развитии отдельных мыслительных операций, других познавательных процессов (например, памяти, внимания). 

Приведу конкретный пример. В старших классах успеваемость все больше зависит от того, насколько развита так называемая логическая память. Логическая память отличается тем, что информация не просто "зазубривается", а осмысляется, происходит выделение в ней структуры, внутренней содержательной логики. Именно такая память позволяет нам пересказывать текст не дословно, а своими словами, передавая его основной смысл, основное содержание. По идее, в подростковом возрасте именно логическая память постепенно заменяет собой более простые способы ассоциативного (то есть, по сути, механического запоминания). А если этого не происходит, ребенок просто перестает справляться с учебными нагрузками. Парадокс этой ситуации может состоять в том, что часто развитие логической памяти запаздывает у тех детей, у которых простая ассоциативная память развита на высоком уровне, которые с детства "слету" запоминали длиннющие стихи и рассказы, поэтому их родителям и в голову не может прийти, что учебные трудности ребенка связаны с недостатками развития памяти. 

Как в решении этой проблемы может помочь правильное выполнение домашних заданий? 

Л.А.Ясюкова (очень авторитетный специалист в вопросах психологии школьного обучения) предлагает использовать следующий механизм: после прочтения абзаца текста параграфа учебника необходимо одним предложением сформулировать его главную мысль, обязательно своими словами. Это предложение нужно записать, сформировав тем самым (при работе с последующим абзацами) план текста. Пересказывать текст нужно не подряд, а вразбивку по пунктам плана (например, сначала подросток рассказывает 5-й пункт плана, потом – 1-й, затем – 7-й и т.д.). 

Может ли ребенок использовать такой алгоритм при самостоятельной подготовке уроков? Конечно, может. Более того, в этом и должна состоять цель взрослых. Но в начале ребенка нужно обучить этому способу и поддержать на первых этапах его применения. 

Итак, на мой взгляд, самостоятельное выполнение ребенком уроков хорошо и прекрасно. К нему можно и нужно стремиться. Но именно стремиться, поддерживая и помогая вырабатывать нужные для учебы навыки, преодолевать возникающие препятствия, а не бросать ребенка с размаху на середину "учебного озера", надеясь на то, что он как-нибудь сам выплывет.

С другой стороны, совместное выполнение уроков не должно превращаться в ежедневный кошмар для ребенка и родителей. Если это происходит, нужно обязательно искать причины имеющихся трудностей (не списывая все на "лень" и "отсутствие мотивации") и искать способы их эффективного преодоления. И в этом, кстати, очень хорошо способна помочь качественно проведенная психологическая диагностика. 



Просмотров: 452
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Мой ребёнок окончил школу". О том, как одно слово может изменить жизнь.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Пять "С" или чему нужно научить ребенка?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Что нужно для счастья? История про "неправильную " счастливую жизнь.
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь