|
Нужно ли делать уроки с ребенком?Автор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Я бы сказала, вынесенный в заголовок вопрос достаточно больной и даже в какой-то степени провокационный. Сердце буквально обливается кровью, когда читаешь о родителях, которые, возвращаясь с работы домой, "предвкушают" вторую рабочую смену за письменным столом своего чада; слышишь о том, в какой ад ежевечерне превращается жизнь всей семьи, когда по комнатам летают тетради, учебники и дневники, мама пьет валерианку, а папа стучит кулаком по дверному косяку после стопятидесятой попытки прорешать с ребенком заданные на дом уравнения... С другой стороны вариант "просто передать ребенку ответственность" в случае с уроками мне тоже не кажется абсолютно правильным, потому что зачастую у ребенка совершенно объективно не хватает навыков и ресурсов для самостоятельного выполнения домашних заданий. И задача взрослых здесь будет состоять в том, чтобы постараться найти причины имеющихся трудностей и постепенно помочь ребенку их преодолеть. То есть самостоятельно выполнение уроков все равно остается целью, но к ней нужно прийти, восполнив имеющийся у ребенка дефицит каких-либо умений или навыков. Если мы говорим о младших школьниках, то зачастую проблема с уроками бывает связана с тем, что у ребенка просто еще не "отросла" так называемая произвольность поведения, то есть умение сознательно управлять своими поступками, совершать волевые действия, преодолевать трудности. И роль родителей здесь может как раз и состоять в том, чтобы служить для ребенка таким внешним средством контроля, как бы восполняя недостаточно пока развитые механизмы внутренней саморегуляции. О том, как это можно делать, я писала вот здесь: https://www.psyoffice.ru/article/98154/ (статья прежде всего предназначена для родителей гиперактивных детей, но, на самом деле, приведенные в ней рекомендации достаточно универсальны) Еще один частый вариант причин трудностей с уроками заключается в том, что у ребенка существуют какие-то объективные "западания" в развитии отдельных мыслительных операций, других познавательных процессов (например, памяти, внимания). Приведу конкретный пример. В старших классах успеваемость все больше зависит от того, насколько развита так называемая логическая память. Логическая память отличается тем, что информация не просто "зазубривается", а осмысляется, происходит выделение в ней структуры, внутренней содержательной логики. Именно такая память позволяет нам пересказывать текст не дословно, а своими словами, передавая его основной смысл, основное содержание. По идее, в подростковом возрасте именно логическая память постепенно заменяет собой более простые способы ассоциативного (то есть, по сути, механического запоминания). А если этого не происходит, ребенок просто перестает справляться с учебными нагрузками. Парадокс этой ситуации может состоять в том, что часто развитие логической памяти запаздывает у тех детей, у которых простая ассоциативная память развита на высоком уровне, которые с детства "слету" запоминали длиннющие стихи и рассказы, поэтому их родителям и в голову не может прийти, что учебные трудности ребенка связаны с недостатками развития памяти. Как в решении этой проблемы может помочь правильное выполнение домашних заданий? Л.А.Ясюкова (очень авторитетный специалист в вопросах психологии школьного обучения) предлагает использовать следующий механизм: после прочтения абзаца текста параграфа учебника необходимо одним предложением сформулировать его главную мысль, обязательно своими словами. Это предложение нужно записать, сформировав тем самым (при работе с последующим абзацами) план текста. Пересказывать текст нужно не подряд, а вразбивку по пунктам плана (например, сначала подросток рассказывает 5-й пункт плана, потом – 1-й, затем – 7-й и т.д.). Может ли ребенок использовать такой алгоритм при самостоятельной подготовке уроков? Конечно, может. Более того, в этом и должна состоять цель взрослых. Но в начале ребенка нужно обучить этому способу и поддержать на первых этапах его применения. Итак, на мой взгляд, самостоятельное выполнение ребенком уроков хорошо и прекрасно. К нему можно и нужно стремиться. Но именно стремиться, поддерживая и помогая вырабатывать нужные для учебы навыки, преодолевать возникающие препятствия, а не бросать ребенка с размаху на середину "учебного озера", надеясь на то, что он как-нибудь сам выплывет. С другой стороны, совместное выполнение уроков не должно превращаться в ежедневный кошмар для ребенка и родителей. Если это происходит, нужно обязательно искать причины имеющихся трудностей (не списывая все на "лень" и "отсутствие мотивации") и искать способы их эффективного преодоления. И в этом, кстати, очень хорошо способна помочь качественно проведенная психологическая диагностика. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|