Итак, какие шаги нужно предпринять:
1. Родителям "массовки" объединиться и подойти к педагогу, классному руководители с сообщением: "Мы обеспокоены процессом, который происходит в классе и тем, что наши дети находятся в этой роли - свидетелей агрессии и поддерживают ее без права выбора".
Главное, чтобы педагог понимал, что в классе завелась болезнь. Признак того, что педагог признал наличие травли - это называние вещей своими именами. Травля есть травля. Это насилие по отношение к ребенку, а не "плохие отношения с одноклассниками".
Если педагог это признал, то он может провести беседу со своим классом - свидетелями агрессии - примерно в таком духе: "Ну я же вас хорошо знаю, вы нормальные люди. Быть агрессором - это выбор. Жертва не выбирает быть жертвой. Вы какую роль для себя выбираете - быть в курятнике?"
В этой беседе главное перевести фокус внимания на агрессора и показать что с ним что-то неладное, раз он так поступает, и отвести внимание от жертвы, иначе после таких разговоров будет только хуже. В голове у детей стереотип, что агрессор - окей, а жертва - не окей. Надо сломать этот стереотип, заставить их подумать, зачем агрессор так делает, воззвать к моральным чувствам.
2. Затравленному ребенку можно порекомендовать также переводить внимание со своей персоны на агрессора по принципу "перевернутого прожектора": "Я знаю, тебе нравится меня так называть". Таким образом тоже ломается стереотип, когда агрессор пытается привлечь внимание массовки к жертве.
3. Если беседы с педагогом не помогают и ребенок не справляется отводить "луч прожектора" от себя, то имеет смысл идти дальше к высшему руководству - директору школы. В разговоре важно сохранять партнерскую позицию, то есть проявить заинтересованность в решении проблемы, без наездов и лишних эмоций.
Ведь школьный коллектив - это своя система, все мы люди и никто не хочет выносить "сор из избы" - признавать, что не справляешься с руководством школьного класса или педагогического коллектива. В таком разговоре важно предъявить улики, не быть голословными (с ребенком не здороваются, пропадают вещи), а также заручиться поддержкой других родителей, которые подтвердят, что это не фантазии истеричной мамы.
По-прежнему важно называть вещи своими именами: "С ребенком не здоровается целый класс, его дразнят, портят вещи. Я не считаю это допустимым. Как сделать так, чтобы это не происходило с моим ребенком?".
4. Если же и директор уходит в "несознанку", то в ход можно пускать "тяжелую артиллерию" в виде письменных заявлений, которые оказывают магическое влияние в нашей системе. По-прежнему можно обойтись без лишних эмоций: "Т.е. вы не можете обеспечить моему ребенку безопасность в школе? Окей, тогда я вынуждена написать заявление, что мой ребенок подвергается в школе системному эмоциональному насилию". И написать такое заявление.
Со слов Люлмилы Петрановской, как правило, через 2 недели после написания такого заявления с волшебной фразой "подвергается системному эмоциональному насилию" на имя директора, проблема с травлей решается, ребенок продолжает ходить в школу в спокойной обстановке.
Для себя я вынесла такие итоги после лекции Людмилы Петрановской:
1. Единого алгоритма решения проблемы нет, т.к. активно о проблеме заговорили первый год. Каждому родителю нужно набраться сил и терпения, чтобы довести начатое до результата - прекращения травли.
2. Для прекращения травли нужен авторитетный учитель - держатель группы, который умеет сканировать процессы в коллективе и удерживать их приемлемых рамках (не допускать насилия).
3. Важный шаг в решение проблемы - признать ее наличие всеми участниками процесса - родителями всех учеников, педагогами, директором - и вместе объединиться.
4. Решать проблему по-нарастающей: обращать внимание учителя, привлекать других родителей, составлять списки "улик" и заручиться поддержкой родителей массовки, обращаться к директору.
5. Пока есть сотрудничество между всеми участниками - проблему можно решить.
6. Защищать своего ребенка порою бывает страшно, но очень важно, и бюрократия (письменные заявления) в данном случае на стороне родителей, как показывает практика Людмилы Петрановской.
Будем надеяться, что эти проблемы не коснуться наших с вами детей, но если столкнетесь, вы теперь знаете в каком направлении двигаться.
Первая часть статьи о том, что такое школьная травля и чем она отличается от обычных конфликтов опубликована здесь: "Травля ребенка в школе: обычное дело или болезнь группы?"
-
С любовью к своему Делу и заботой о Вас,
Анна Колесова
психолог-консультант, онлайн консультант
(Спб, скайп, whatsapp)