|
Как подготовить ребенка к школеАвтор статьи: Щербакова Наталья Владимировна
«Не будьте слишком требовательными. Если вы будете вести себя так, я буду вынужден защищаться и не слушать вас»
(Из меморандума ребенка родителям. Автор неизвестен)
Как подготовить ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению состоит в том, что бы ко времени поступления в школу у него сложились психологические черты, свойственные школьнику. В дошкольном возрасте возникают пока только задатки его превращения в ученика: желание учиться, стать школьником, умение управлять своим поведением и деятельностью, достаточный уровень умственного развития и развития речи, наличие познавательных интересов и, конечно, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения. Накопление этих предпосылок – не простое дело. Что можно и что нельзя делать до школы? Не следует:
- до прихода в школу менять режим жизни ребенка – лишать его дневного сна, долгих прогулок, игр в достаточном количестве; - оценивать все что делает малыш, так, как следует оценивать ученика; - проходить с ребенком программу первого класса, насильно менять игру на обучение. Необходимо:
- привить ребенку интерес к изучения окружающего мира, научить наблюдать, думать, осмысливать увиденное и услышанное; - научить преодолевать трудности, планировать свои действия, ценить время; - учить ребенка слушать и слышать свое окружение, уважать чужое мнение, понимать, что свои желания следует согласовывать с желаниями других людей – детей и взрослых, стремиться реально оценивать свои действия и достижения. Мировоззрение ребенка, – это то, про что он узнал с вашей помощью за все дошкольные годы. Это знания про окружающий мир, которые он усвоил сам из ближайшего окружения, а так же, знания, которые ребенок усвоил, когда ему повезло путешествовать с вами, из ваших рассказов, бесед, домашних занятий, из книжек, радио, телевизора, от друзей и т.д. Мировоззрение ребенка – это то, что он: - знает о себе (фамилия, имя, адрес), своей семье (как зовут родителей, кем они работают, что делают на работе), своем селе, городе, улице (немного истории, название улиц, важные места, известные люди); - знает про явления природы, времена года, их последовательность (какое время года после лета, а какое после весны. Умеет перечислить по порядку месяца, назвать их общее количество. Назвать дни недели, части суток. Рассказать про солнце, дождь, снег, урожай, что такое мука, сахар, из чего делают, например хлеб; - любит делать в свободное время (любимые книжки, музыка, стихи, сказки, рассказы, писатели, художники, композиторы); - знает про взрослых людей: отличие по возрасту, профессиям, какие бывают люди дома и на работе, среди людей, на улице. Различаются по своему воспитанию – невоспитанности, доброте, чуткости – безразличию. Каких людей следует уважать, а каких бояться, откуда, по мнению ребенка, берутся порядочные и непорядочные люди; - знает про современную технику и транспорт. Прежде, чем начинать читать, ребенок должен научиться слушать, из каких звуков складываются слова, которые он произносит. Он должен научиться делать звуковой анализ слов, т.е. уметь называть звуки, из которых складывается слово. Готов ли ребенок к школе? Для того, чтобы правильно организовать процедуру тестирования и избежать воз-можных ошибок, а так же проверить себя как экспериментатора, предлагаем со-веты: 1. Предложите ребенку задания в форме совместной игры. Это позволит снять лишнее напряжение, вызовет доверие к вам, сделает ситуацию естественной. Ребенок может увлечься процессом и не переживать по поводу возможных ошибок и оценок его компетентности. 2. Создайте благоприятные условия, проверьте, удобно ли ребенку сидеть, достаточно ли света в комнате, не отвлекает ли что-нибудь от работы. 3. Убедитесь, что ребенок хорошо себя чувствует (накормлен, бодр, в меру спокоен). 4. В процессе тестирования сохраняйте нейтралитет: не поддавайтесь на провокационные просьбы подсказать или сделать задание вместо него. 5. Похвалите ребенка за успешно выполненное задание, поддержите, если у ребенка возникли сомнения. 6. Не исправляйте ошибок. Заканчивайте работу на позитивной ноте не зависимо от результатов. 7. При решении последнего задания вы можете подсказать ребенку, но балы за это задание не ставьте. 8. Давайте задание небольшими блоками (не больше 30 мин) с перерывами. Старайтесь придерживаться схемы: «легкие, трудные, легкие, отдых». В этом случае вы сведете к минимуму ошибки, которые ребенок может сделать из-за перенапряжения. Вы должны помнить про некоторые ограничения, касательно тестов: 1.Психологические тесты не имеют оценок «плохо», «хорошо». Наибольшее, что может дать тест, - это возможность сравнить уровень развития ребенка с другими детьми по этим признакам, теоретически с ребятами того самого возраста. 2. В основе тестов лежит вероятность, поэтому выводов на 100 % делать нельзя. 3. Человек – существо целостное. Нельзя вырвать его черты из контекста и по результатам одной проведенной анкеты делать выводы про его личность и развитие, в общем. 4. Любой результат – это информация, которую можно использовать с разными целями. Не навешивайте ярлыки («у ребенка плохая память» и т.д.), а помогайте ребенку развиваться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|