|
Как подготовить ребенка к школеАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ 1. НАСТРОЙ НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Один из важных компонентов подготовки к школьному обучению – это формирование отношения ребенка к школьному обучению. Можно выделить две крайности, присущие родителям: идеализация школьного обучения и запугивание ребенка школой. Рассмотрим обе стратегии. Идеализация школьного обучения проявляется в том, что родители слишком воодушевленно говорят о школе. Их цель – позитивно настроить ребенка. Что говорят такие родители ребенку? Они с энтузиазмом рассказывают ребенку о школе, о том, как ему будет хорошо и интересно учиться, как много нового он узнает. Искренний ребенок, конечно, спрашивает, узнает ли он в школе о космосе, о динозаврах и других интересующих его вещах. И, конечно, родители уверяют его, что именно это в школе и будут проходить. Мало того, родители активно формируют у ребенка мотивацию. Например, если ребенок задает какой-то вопрос, то родители нередко отвечают: «Вот пойдешь в школу и узнаешь». В общем, в 1 сентября такой ребенок, конечно же, стремится в школу, рассчитывая заниматься там самыми интересными занятиями, которые только возможны. Какова же реальность? Уже с первых дней ребенок понимает, что то, что рассказывали родители о школе – сказки. Никаких динозавром в школе не изучают, а пишут палочки и считают яблоки… Согласитесь, реальность существенно отличается от ожиданий. Это все равно, что пойти в ресторан, а попасть в «Макдональдс»… Такому ребенку непросто в школе. Школа кажется ему еще более скучной и неинтересной от того, что он ожидал совсем другого. Другая крайность – это запугивание школой. Так, ребенку, который не хочет что-то делать (читать, считать), родители говорят: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят» или «В школе тебя научат уму-разуму». В этом случае ребенок заранее боится школы. Действительно, страшно. В школе, похоже, страшные учителя, которые заставляют детей учиться и делать то, что они не хотят и постоянно ругают. Такой ребенок точно не ждет от школы ничего хорошего. Он заранее настроен на неудачу, заранее опасается и ждет проблем. Естественно, такому ребенку в школе нелегко адаптироваться. Давайте не будем впадать в крайности, дорогие родители. Не нужно строить воздушные замки и преувеличивать достоинства школы. Но и говорить о школе только плохо не стоит. 2. АЖИОТАЖ ВОКРУГ ШКОЛЫ Подготовка к школе нередко сопровождается ажиотажем. Родители задолго до поступления в школу начинают тревожиться по самым разным способам и транслировать свое беспокойство детям. Во-первых, разговоры о школе начинаются чуть ли не за год до 1 сентября. Почти каждый день родители беспокоятся то о том, что ребенок недостаточно хорошо читает, то о том, что он несамостоятельный и т.д. Через некоторое время тревога взрослых может передаться и ребенку. Как там в школе? А получится ли у меня? А если будут ругать? Диапазон тревожных мыслей будущего школьника может быть весьма широким и обычно отражает те тревожные мысли, которые озвучивали ему родители. К 1 сентября первоклассник уже измотан ожиданием, длительной подготовкой и общей нервозностью взрослых. Что же делать родителям? Ответ прост: ничего! Именно ничего. Не нужно слишком сильно акцентировать внимание ребенка на предстоящем событии. Дети достаточно легко воспринимают новые события как данность, если родители тоже принимают эти события спокойно и естественно. Во-вторых, ребенка возят по магазинам, заставляют многократно примерять разнообразную одежду и обувь, закупают множество канцелярских товаров. Все купленные заранее школьные принадлежности достаточно долго, порой чуть ли не полгода, лежат дома и ими нельзя пользоваться. Такое ожидание создается напряжение. В определенной степени поведение родителей понятно. Им хочется заранее все подготовить, чтобы не покупать все в последний момент. Но родителям стоит позаботиться не только о материальной составляющей поступления в школу, но и об эмоциональной. А именно, об эмоциях и чувствах собственного ребенка. Все-таки лучше начать готовиться незадолго до начала учебного, примерно в начале августа. В этом случае ребенку будет проще пережить ожидание. 3. НУЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА ПОДГОТОВКУ К ШКОЛЕ? Почти в каждой школе есть специальные подготовительные курсы для дошкольников. Естественно, многих детей родители отводят на эти курсы. Начинают работу курсы обычно в октябре и учеба на них продолжается примерно до конца апреля. Обычно основная цель таких курсов – это адаптация к процессу школьного обучения. Есть ли смысл в таких курсах? Давайте попробуем разобраться. Если рассматривать курсы с той точки зрения, что дети привыкают к новому месту, учатся сидеть за партой, знакомятся с педагогами, то ходить в новое место адаптироваться на протяжении семи месяцев два, а то и три раза в неделю – это излишне. В таком случае было бы достаточно посетить школу пару раз до начала учебного года: пройтись по коридорам, заглянуть в классы, посидеть за партой, узнать, где находится раздевалка, столовая, библиотека, актовый зал, туалеты. В общем, немного заранее совершить ту самую экскурсию, которую совершают первоклассники 1 сентября. Нужно ли ходить на подготовку, чтобы познакомиться с учителем? Вот в этом есть определенный смысл. Но только в том случае, если подготовительные курсы ведет педагог, который и будет первым учителем ребенком. В том случае, если занятия ведет другой учитель, знакомство с ним не будет иметь смысла. Разные педагоги – это совершенно разный стиль общения, разные требования и разный подход. Может быть, есть смысл заранее начинать привыкать к школьной классно-урочной системе? «Подготовишки» – это дошкольники, которым на момент начала обучения в подготовительном классе шесть, а то и пять лет. Типичные подготовительные курсы напоминают традиционную начальную школу. А именно, занятия проводятся в группах по 15-20 человек, каждое занятие длится минимум 30 минут, а иногда и 45 минут, при этом, в один день дети посещают два-три урока. Занятия проводятся в вечернее время, обычно не ранее 17 часов, а чаще и в 18… То есть, на занятиях присутствуют дети, которые целый рабочий день провели в детском саду. Эта достаточно мощная нагрузка на дошкольника, не соответствующая возрастным нормам. Естественно, некоторые дети справляются с такой нагрузкой, некоторые нет (начинают вставать с места и ходить по классу, играют в игрушки, просто не занимаются, лежат на парте). Нужны ли эти занятия для детей, которые в целом справляются? Эти дети, судя по всему, в организационном плане вполне готовы к школьному обучению и через год будут точно так же спокойно сидеть на уроках, слушая объяснения учителя. А то же другие дети? Те, которые на данный момент в силу возрастных, физиологических и психологических особенностей не могут выдержать предложенную нагрузку. Поможет ли им то, что они три раза в неделю будут приходить в школу и сидеть на уроках? К сожалению, не поможет. Возможно, кто-то из этих детей еще слишком мал по возрасту (скажем, ребенку 5,5 лет и родители планируют отдать его в школу в 6,5 лет) и тогда ребенку просто нужно подрасти и прийти в школу в 7 лет. Возможно, кто-то имеет поведенческие нарушения или неврологический диагноз. В этом случае логичнее обратиться к специалистам (неврологу, психологу), которые помогут выяснить причины проблем и предложат варианты решения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|