Как подготовить ребенка к школе

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ

1. НАСТРОЙ НА ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Один из важных компонентов подготовки к школьному обучению – это формирование отношения ребенка к школьному обучению.  

Можно выделить две крайности, присущие родителям: идеализация школьного обучения и запугивание ребенка школой. Рассмотрим обе стратегии.

Идеализация школьного обучения проявляется в том, что родители слишком воодушевленно говорят о школе. Их цель – позитивно настроить ребенка. Что говорят такие родители ребенку? Они с энтузиазмом рассказывают ребенку о школе,  о том, как ему будет хорошо и интересно учиться, как много нового он узнает. Искренний ребенок, конечно, спрашивает, узнает ли он в школе о космосе, о динозаврах и других интересующих его вещах. И, конечно, родители уверяют его, что именно это в школе и будут проходить. Мало того, родители активно формируют у ребенка мотивацию. Например, если ребенок задает какой-то вопрос, то родители нередко отвечают: «Вот пойдешь в школу и узнаешь». В общем, в 1 сентября такой ребенок, конечно же, стремится в школу, рассчитывая заниматься там самыми интересными занятиями, которые только возможны.

Какова же реальность?  Уже с первых дней ребенок понимает, что то, что рассказывали родители о школе – сказки. Никаких динозавром в школе не изучают, а пишут палочки и считают яблоки… Согласитесь, реальность существенно отличается от ожиданий. Это все равно, что пойти в ресторан, а попасть в «Макдональдс»… Такому ребенку непросто в школе. Школа кажется ему еще более скучной и неинтересной от того, что он ожидал совсем другого. 

Другая крайность – это запугивание школой. Так, ребенку, который не хочет что-то делать (читать, считать), родители говорят: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят» или «В школе тебя научат уму-разуму». В этом случае ребенок заранее боится школы. Действительно, страшно. В школе, похоже, страшные учителя, которые заставляют детей учиться и делать то, что они не хотят и постоянно ругают. Такой ребенок точно не ждет от школы ничего хорошего. Он заранее настроен на неудачу, заранее опасается и ждет проблем. Естественно, такому ребенку в школе нелегко адаптироваться. 

Давайте не будем впадать в крайности, дорогие родители. Не нужно строить воздушные замки и преувеличивать достоинства школы. Но и говорить о школе только плохо не стоит. 

2. АЖИОТАЖ ВОКРУГ ШКОЛЫ

Подготовка к школе нередко сопровождается ажиотажем. Родители задолго до поступления в школу начинают тревожиться по самым разным способам и транслировать свое беспокойство детям. 

Во-первых, разговоры о школе начинаются чуть ли не за год до 1 сентября. Почти каждый день родители беспокоятся то о том, что ребенок недостаточно хорошо читает, то о том, что он несамостоятельный и т.д. Через некоторое время тревога взрослых может передаться и ребенку. Как там в школе? А получится ли у меня? А если будут ругать? Диапазон тревожных мыслей будущего школьника может быть весьма широким и обычно отражает те тревожные мысли, которые озвучивали ему родители. К 1 сентября первоклассник уже измотан ожиданием, длительной подготовкой и общей нервозностью взрослых.  

Что же делать родителям? Ответ прост: ничего! Именно ничего. Не нужно слишком сильно акцентировать внимание ребенка на предстоящем событии. Дети достаточно легко воспринимают новые события как данность, если родители тоже принимают эти события спокойно и естественно. 

Во-вторых, ребенка возят по магазинам, заставляют многократно примерять разнообразную одежду и обувь, закупают множество канцелярских товаров. Все купленные заранее школьные принадлежности достаточно долго, порой чуть ли не полгода,  лежат дома и ими нельзя пользоваться. Такое ожидание создается напряжение.  В определенной степени поведение родителей понятно. Им хочется заранее все подготовить, чтобы не покупать все в последний момент. 

Но родителям стоит позаботиться не только о материальной составляющей поступления в школу, но и об эмоциональной. А именно, об эмоциях и чувствах собственного ребенка. Все-таки лучше начать готовиться незадолго до начала учебного, примерно в начале августа. В этом случае ребенку будет проще пережить ожидание. 

3. НУЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА ПОДГОТОВКУ К ШКОЛЕ?

Почти в каждой школе есть специальные подготовительные курсы для дошкольников. Естественно, многих детей родители отводят на эти курсы. Начинают работу курсы обычно в октябре и учеба на них продолжается примерно до конца апреля. Обычно основная цель таких курсов – это адаптация к процессу школьного обучения. Есть ли смысл в таких курсах? Давайте попробуем разобраться. 

Если рассматривать курсы с той точки зрения, что дети привыкают к новому месту, учатся сидеть за партой, знакомятся с педагогами, то ходить в новое место адаптироваться на протяжении семи месяцев два, а  то и три раза в неделю – это излишне. В таком случае было бы достаточно посетить школу пару раз до начала учебного года: пройтись по коридорам, заглянуть в классы, посидеть за партой, узнать, где находится раздевалка, столовая, библиотека, актовый зал, туалеты. В общем, немного заранее совершить ту самую экскурсию, которую совершают первоклассники 1 сентября.

Нужно ли ходить на подготовку, чтобы познакомиться с учителем? Вот в этом есть определенный смысл. Но только в том случае, если подготовительные курсы ведет педагог, который и будет первым учителем ребенком. В том случае, если занятия ведет другой учитель, знакомство с ним не будет иметь смысла. Разные педагоги – это совершенно разный стиль общения, разные требования и разный подход. 

Может быть, есть смысл заранее начинать привыкать к школьной классно-урочной системе? «Подготовишки» – это дошкольники, которым на момент начала обучения в подготовительном классе шесть, а то и пять лет. Типичные подготовительные курсы напоминают традиционную начальную школу. А именно, занятия проводятся в группах  по 15-20 человек, каждое занятие длится минимум 30 минут, а иногда и 45 минут, при этом, в один день дети посещают два-три урока. Занятия проводятся в вечернее время, обычно не ранее 17 часов, а чаще и в 18… То есть, на занятиях присутствуют дети, которые целый рабочий день провели в детском саду. Эта достаточно мощная нагрузка на дошкольника, не соответствующая возрастным нормам. Естественно, некоторые дети справляются с такой нагрузкой, некоторые нет (начинают вставать с места и ходить по классу, играют в игрушки, просто не занимаются, лежат на парте). 

Нужны ли эти занятия для детей, которые в целом справляются? Эти дети, судя по всему, в организационном плане вполне готовы к школьному обучению и через год будут точно так же спокойно сидеть на уроках, слушая объяснения учителя. А то же другие дети? Те, которые на данный момент в силу возрастных, физиологических и психологических особенностей не могут выдержать предложенную нагрузку. Поможет ли им то, что они три раза в неделю будут приходить в школу и сидеть на уроках? К сожалению, не поможет. Возможно, кто-то из этих детей еще слишком мал по возрасту (скажем, ребенку 5,5 лет и родители планируют отдать его в школу в 6,5 лет) и тогда ребенку просто нужно подрасти и прийти в школу в 7 лет. Возможно, кто-то имеет поведенческие нарушения или неврологический диагноз. В этом случае логичнее обратиться к специалистам (неврологу, психологу), которые помогут выяснить причины проблем и предложат варианты решения.

 



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?
  • Конфликты в школе: Учителя vs. Родители
  • Конечно, она готова к школе и будет там хорошо учиться...
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Напутствие ребенку в школу или Что сказать, если он не хочет учиться
  • Моего ребенка травят в школе, что делать?
  • 10 признаков того, что ребенок готов к школе!
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Травля в школе: как узнать родителям и что делать?
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Память - это не просто память
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Как помочь ребенку-первокласснику адаптироваться к школе
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Конфликты детей в школе, как помочь ребенку решить конфликт?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Что ваш ребенок получит в школе?
  • Ребёнок плохо учится в школе. Что делать родителям?
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • Готовим ребенка к школе в 3 года - это реально?!
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь