|
Симбиотические отношения. Влияние на адаптацию ребенка в школе.Автор статьи: Гамзина Елена Николаевна
Что такое симбиоз? Какое отношение имеет симбиоз к школьной адаптации детей? Симбиоз- это сожительство двух организмов, приносящее им взаимную выгоду. Это классическое общеизвестное определение, известное нам со школьной скамьи.
Для начала вспомним, как развивается человек, где появляется впервые и затем становится привычным симбиоз, как симбиотические отношения становятся частью жизни человека.
В конечном итоге, по мере роста и развития, потребность в опеке матери должна полностью исчезнуть, т.к. человек научается быть самостоятельным. При гиперопеке родитель чрезмерно использует свою функцию заботы, блокируя у ребенка развитие собственных умений обихаживать себя. Гиперопека характерна особенно для взаимоотношений бабушек и внуков. Мы можем наблюдать бабушек и дедушек, которые сверхучастливо одевают своих внуков, собирают им портфель, не давая проявить самостоятельность. При общении со взрослыми людьми, ребенок будет множество раз использовать привычный для себя механизм, т.е. ожидать привычную опеку. Неосознанно малыш использует этот механизм сначала в детском саду, затем в начальной школе, общаясь с первым учителем. Ребенок будет ожидать привычного для себя чрезмерно заботливого поведения от воспитателя, а затем и от учителя в школе. Необходимо отметить, что в детском саду частичное выполнение воспитателем родительских функций оправдано, т.к. ребенок пока еще мал. Однако, и при этом обстоятельстве возникают недоразумения между требованиями воспитателей и готовностью им соответствовать у ребенка. Встаёт вопрос, в какой степени забота воспитателя является адекватной, а в какой степени он уже может проявлять требовательность?
Дальше малыш растет и поступает в школу. Теперь бессознательно гиперзаботу и уход он будет ожидать от учителя. Ситуация усложняется. Вот здесь и начинаются проблемы. В школе проявление самостоятельности ожидают от детей уже в большей степени, чем в детском саду. Необходимо самому сложить книги в портфель, не забыть спортивную форму в зале, положить сменную обувь в пакет, собрать тетради, не забыть отметить домашнее задание. Более того, главное требование - уметь управлять собой - на перемене, а прежде всего на уроке.
Представьте себе положение ребенка, от которого никогда не требовали убрать за собой, сложить игрушки в шкаф, помочь вытереть посуду матери, сложить свои вещи на полку. Уровень проявления Взрослости и самостоятельности ребенка оказывается не соответствующим уровню требований учителя, уровню требований школьной жизни. Уровень проявления заботы о себе, т.е. сформированность Родительской части, тоже мала. Возникают конфликты: между родителем и учителем, между ребенком и учителем, да и между родителем и ребенком тоже. Что же происходит? Ребенок ищет псевдородителя, а сам проигрывает свою роль ребёнка для осуществления симбиоза. В дружеских отношениях может происходить поиск покровительственных отношений со стороны учеников. Конфликты могут возникнуть и в отношениях с другими детьми.
Для профилактики подобных ситуаций дезадаптации необходимо помнить, что симбиоз- это скрытый слой отношений, бессознательный, и он не очевиден сразу для его участников. Последствия симбиоза также не очевидны сразу.Они накапливаются и проявляются позже и довольно болезненно для его участников. Самым незащищенным в таких случаях является ребенок, который не понимает, почему ему трудно с учителем или почему его не принимают одноклассники.
Для того, чтобы помочь в ситуации симбиотических отношений зачастую приходиться оказывать помощь не столько ребенку, сколько родителю, который искренне верит, что чрезмерной заботой и опекой он проявляет свою искреннюю любовь к ребенку. Литература: Пуччели Б. Транзакциональное лидерство. (Семинар. С-Петербург.12.04.03.)
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|