Симбиотические отношения. Влияние на адаптацию ребенка в школе.

 

Что такое симбиоз? Какое отношение имеет симбиоз к школьной адаптации детей?

  Симбиоз- это сожительство двух организмов, приносящее им взаимную выгоду. Это классическое общеизвестное определение, известное нам со школьной скамьи.

 

 


     Симбиоз возникает тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто образуют одно целое, одного полноценного человека. В симбиозе каждый партнер не использует свой ресурс полностью, а дополняет его из ресурса другого человека.

    Для начала вспомним, как развивается человек, где появляется впервые и затем становится привычным симбиоз, как симбиотические отношения становятся частью жизни человека. 
     В первые месяцы жизни человека слияние с матерью является необходимым условием выживания ребёнка. Мать всецело поглощена обеспечением жизни младенца, его нужды для нее  - в приоритете. Она даже не вполне удовлетворяет свои собственные потребности в развлечениях или достаточном отдыхе. В этот период жизни у женщины преобладает Родительская функция. Существовать без симбиоза с матерью младенец не может.  Это пример здорового и ,более того, необходимого симбиоза, он обеспечивает успешное выживание и адаптацию малыша в мире. Если ребёнок беспокоится, не спит, плачет - мать активизирует свою Взрослую часть для того, чтобы тестировать происходящее, понять, в чём потребность младенца. Ребенок в этом возрасте может быть только в роли Ребенка. Он не может быть себе Родителем. Позаботиться о себе и тестировать происходящее сам он не может. Так происходит закладка будущих отношений как с матерью, так и с другими людьми. В данном случае, забота матери - не патологическое состояние вещей, а необходимая реальность. Мать использует свои Родительскую и Взрослую часть, дополняя ими Детскую часть ребенка.
   В дальнейшем мать имеет возможности всё более полноценно заботиться о себе, т.к. ребёнок всё меньше и меньше зависит от её присутствия и опеки. Через некоторое время он сам научается проявлять элементарную заботу о себе, т.е. свою Родительскую часть и делать первые шаги, затем умозаключения, справляться со многими ситуациями без матери, т.е. развивает свою Взрослую часть.

 

      В конечном итоге, по мере роста и развития, потребность в опеке матери должна полностью исчезнуть, т.к. человек научается быть самостоятельным. 
     Представим себе, что по каким–то причинам, мать оказывается слишком привязанной к своему малышу. Такие ситуации возникают, когда имеют место травмирующие события в личной истории матери или самого ребёнка. Например, представим себе ситуацию, что ребёнок долгожданный, что его рождение предваряла потеря другого ребёнка, представим себе ситуацию, когда ребёнок много болеет и для матери существует угроза его здоровью. Слишком привязанной к своему ребенку бывает мать, если рождение происходит уже не в молодом возрасте и поэтому имеет для неё особую ценность. Можно привести и другие располагающие к неоправданно длительной связи матери и ребенка ситуации.  В перечисленных случаях своевременный выход из опеки может не произойти.         Удовлетворяя, бессознательно, какие-то свои потребности за счет ребенка, мать продолжает уже гиперзаботу более длительное время. Потенциал Взрослой и Родительской частей ребенка остаются не активным или активизируются не в полной мере. Мать не дает использовать свой потенциал ребенку даже тогда, когда он способен и даже хочет его проявить. Так формируется нездоровый симбиоз. Казалось бы,  это ребенок становится зависимым от матери, а по сути проявляется зависимость и со стороны матери в виде гиперопеки.  Кстати, зависимость может проявляться и в виде гиперконтроля. В итоге - и матери, и ребёнку со временем становятся привычными и «взаимовыгодными» такие отношения. Вот так формируется уже нездоровый симбиоз.   

При гиперопеке родитель чрезмерно использует свою функцию заботы, блокируя у ребенка развитие собственных умений обихаживать себя. Гиперопека характерна особенно для взаимоотношений бабушек и внуков. Мы можем наблюдать бабушек и дедушек, которые сверхучастливо одевают своих внуков, собирают им портфель, не давая проявить самостоятельность.   При общении со взрослыми людьми, ребенок будет множество раз использовать привычный для себя механизм, т.е. ожидать привычную опеку. Неосознанно малыш использует этот механизм сначала в детском саду, затем в начальной школе, общаясь с первым учителем. Ребенок будет ожидать привычного для себя чрезмерно заботливого поведения от воспитателя, а затем и от учителя в школе. Необходимо отметить, что в детском саду частичное выполнение воспитателем родительских функций оправдано, т.к. ребенок пока еще мал. Однако, и при этом обстоятельстве возникают недоразумения между требованиями воспитателей и готовностью им соответствовать у ребенка. Встаёт вопрос, в какой степени забота воспитателя является адекватной, а в какой степени он уже может проявлять требовательность?

 

    Дальше малыш растет и поступает в школу. Теперь бессознательно гиперзаботу и уход он будет ожидать от учителя. Ситуация усложняется. Вот здесь и начинаются проблемы. В школе проявление самостоятельности ожидают от детей уже в большей степени, чем в детском саду. Необходимо самому сложить книги в портфель, не забыть спортивную форму в зале, положить сменную обувь в пакет, собрать тетради, не забыть отметить домашнее задание. Более того, главное требование - уметь управлять собой -  на перемене, а прежде всего на уроке. 

 

     Представьте себе положение ребенка, от которого никогда не требовали убрать за собой, сложить игрушки в шкаф, помочь вытереть посуду матери, сложить свои вещи на полку. Уровень проявления Взрослости и самостоятельности ребенка оказывается не соответствующим уровню требований учителя, уровню требований школьной жизни. Уровень проявления заботы о себе, т.е. сформированность Родительской части, тоже мала. Возникают конфликты: между родителем и учителем, между ребенком и учителем, да и между родителем и ребенком тоже. Что же происходит? Ребенок ищет псевдородителя, а сам проигрывает свою роль ребёнка для осуществления симбиоза. В дружеских отношениях может происходить поиск покровительственных отношений со стороны учеников. Конфликты могут возникнуть и в отношениях с другими детьми.



 При здоровой требовательности родителей постепенно у ребенка формируется роль «ученика», это уже взрослая социальная роль, которая позволяет проявить взрослые навыки и умения заботы о себе, т.е. то, что называют "самостоятельностью". 

Таким образом, если в процессе развития малыша родители выстраивали негармоничные зависимые отношения, то мы можем говорить о дальнейших возможных трудностях вхождения в школьную жизнь. Учителя, родители и сам ученик встречаются с проблемами в адаптации к школе, к сообществу одноклассников, к учебным требованиям, а вернее они встречаются проблемой  "дезадаптации" которую не всегда удается решить быстро и безбозлезненно.

 

    Для профилактики подобных ситуаций дезадаптации необходимо помнить, что симбиоз- это скрытый слой отношений, бессознательный, и он не очевиден сразу для его участников. Последствия симбиоза также не очевидны сразу.Они накапливаются и проявляются позже и довольно болезненно для его участников. Самым незащищенным в таких случаях является ребенок, который не понимает, почему ему трудно с учителем или почему его не принимают одноклассники.

 

 Для того, чтобы помочь в ситуации симбиотических отношений зачастую приходиться оказывать помощь не столько ребенку, сколько родителю, который искренне верит, что чрезмерной заботой и опекой он проявляет свою искреннюю любовь к ребенку.

Литература:

Пуччели Б. Транзакциональное лидерство. (Семинар. С-Петербург.12.04.03.) 
Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., 
Шапарь В.Б., Тимченко А.В.,Швыдченко Практическая психология . Инструментарий. («Феникс», 2002 год)

 



Просмотров: 503
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Симбиоз матери и сына.
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • "Общение матери со взрослой дочерью. Как избавиться от роли ребенка?"
  • Как подготовить ребенка к самому первому дню в детском саду и школе?
  • Узнай в себе Рапунцель. Часть 1 - "У матери в плену"
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Почему внешность матери может стать проблемой для девочки.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Пониженное либидо у "ребенка" ставшего психологическим мужем своей матери.
  • Как дочери токсичной матери помочь себе самой. Этап второй: анализ контекста
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь