|
Первый раз в первый класс (еще раз о готовности к школе)Автор статьи: Шуликова Ирина Викторовна
Прочитала статью коллеги на данную тему и возникло желание поделиться своими разымышлениями по поводу. Школьные годы - большой и важный этап жизни каждого человека. И от того, насколько адаптивным будет этот этап, во многом зависит успешность взрослого человека. Поэтому поступление в первый класс - серьезный повод для волнений маленького человечка и его родителей. Не буду углубляться в теоретические изыскания. Сегодня очень много материалов о том, что такое психологическая готовность к школе. Современные родители осведомлены, что кроме интеллектуальной готовности важно развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, коммуникативных умений и навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Нужно задумываться о физической и мотивационной готовности. Я хочу поделиться некоторыми размышлениями по результатам наблюдений из реальной практики.
Не могу удержаться от комментариев по поводу групп по подготовке к школе. Вроде бы дело нужное, но.. Как правило, их ведут учителя начальных классов (в качестве подработки) и в значительной мере работают по программе первого класса. Поэтому нынешние первоклассники приходят в школу, умея писать и читать, а в первом классе начинают заново изучать знакомые буквы, цифры и т.д. В результате у детишек формируется ощущение, что школа - это "легкотня", а во втором классе, когда программа усложняется, многие пассуют перед трудностями. Часто приходится слышать от первоклашек, что им в школе скучно, т.к. "они уже все знают и умеют". Учебная мотивация уступает внеучебным, игровым мотивам. Есть еще оборотная сторона у дошкольной подготовки. По санитарным нормам в первом классе домашних заданий у детей быть не должно. В реальности они, конечно, появляются, но ближе ко второму полугодию. И объем у них символический - дописать, прописать 1-2 строчки, выучить стишок. А в подготовительных группах занятия проходят 1-2 раза в неделю и практически во всех задаются домашние задания. И еще какие. В промежутках между занятиями ребенок под неусыпным контролем родителей вынужден писать чуть ли не по пол страницы. Как результат - усталость, потеря интереса. Есть специальные методики изучения мотивационной готовности, но поскольку время собеседования ограничено, я задаю детям простой вопрос: "Ты хочешь идти в школу, или не очень?" (именно в такой провокационной форме). И часто слышу ответ: "Не очень". Почему же? "Трудно учиться; много задают, боюсь; что буду двоечником; а вдруг у меня будет злая учительница.." Как вы понимаете, это перегибы дошкольной подготовки. Часто родители не обращают на это внимание, и в порыве родительского энтузиазма планируют водить ребенка к репетирорам все лето. Категорически рекомендую этого не делать. Дайте возможность будущему первокласснику отдохнуть, набраться сил и здоровья, чтобы организм накопил ресурсы для преодоления школьных нагрузок. Лето- прекрасная возможность для развития моторной ловкости, умения управлять собой, коммуникативных навыков. Подвижные игры на свежем воздухе развивают зрительно-моторную координацию ребенка, что позитивно влияет на его умственное развитие. Сегодня популярны такие методы коррекционной педагогики, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция. Они направлены на развитие всех сенсорных каналов восприятия, гармонизацию деятельности полушарий головного мозга ребенка и полезны не только детям с трудностями развития. Развитие умения слышать, видеть, управлять своими движениями готовит мозг ребенка к усвоению научной информации, закладывает основы саморегуляции поведения. Вот такого рода занятия, бузусловно, полезны перед школой. Оценить развитие моторно-вербальных функций вашего ребенка поможет тест-игра с мячом "Назовить пять.." Умеет ли ваш малыш играть с мячом? В норме 6-летний ребенок должен уметь отбивать мяч об пол, не теряя его, в пределах 6–8 ударов. Если ребенок не в состоянии отбить мяч 5 раз даже после неоднократных попыток – это говорит об определенных проблемах в его сенсомоторном развитии. Такому ребенку требуется коррекция, причем не только в плане обучения игре с мячом, но и в более широком аспекте. Если ребенок справляется с отбиванием мяча, усложняем задание. На каждый удар нужно называть предмет (слово) из какой-либо категории. Например, пять имен девочек, пять имен мальчиков. В качестве заданий можно назвать диких животных, домашних животных, названия цветов; автоматизированные ряды: времена года (четыре), дни недели (семь), время суток (четыре), названия месяцев (от четырех, если может – больше). Дальше можно предложить не трудные, но требующие обдумывания позиции: полевые цветы, садовые цветы, деревья, предметы посуды, предметы мебели, предметы одежды, головные уборы, виды обуви, названия игрушек, школьные принадлежности, дикие птицы (можно три), домашние птицы (можно три), части тела, части лица.; трудные, требующие обдумывания позиции: явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат), строительные материалы (кирпич, дерево, бетон, стекло, железо, черепица, доски, бревна, камень, мрамор), интересные книги, любимые сказки, мультфильмы, герои сказок, герои мультфильмов, названия городов (можно три), названия стран (можно три). Продолжение следует. Если вы нашли для себя что-то полезное, не стесняйтесь сказать "спасибо"
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|