Детская ревность и фаворитизм в семье. Или как мы побуждаем детей конкурировать друг с другом


Вы единственный ребенок в семье и хотите пропустить эту статью, потому что она не для вас? Подождите, возможно, вы будете удивлены.

Ну а если вы старший, средний или младший в семье, то точно знаете, о чем заголовок поста.

Любимчики и изгои - они находятся в любой семье/любом классе/рабочем коллективе (т.е. группе), где внимание и любовь родителей (руководителей) распределяются неравномерно между детьми (сотрудниками). Вообще нужно сказать, что распределить такой невидимый и неосязаемый ресурс, как родительские внимание, забота, любовь в принципе сложно. Не взвесишь на весах как сахар.

С джинсами и платьями понятно - каждому купили, родители-молодцы. Зубы всем вылечили, всех накормили. А с любовью и вниманием все не так очевидно и потому непросто.

Но это не основная причина, почему одним детям достается больше тепла и заботы, а другим - меньше.

Когда в семье появляется ребенок, пара, привыкшая жить вдвоем, начинает перестраивать свои привычные формы общения и взаимодействия с двух участников на трех. Соображать на троих, как говорится. Затем на четверых и т.д.

С каждым новым членом семьи все взаимодействие вынуждено перестраивается под новое количество участников. Каждый требует к себе внимания, каждому нужно место для самовыражения. И начинается славная пора конкуренции детей за внимание родителей. Поскольку это жизненно необходимый для роста и развития ресурс никак нельзя проиграть эту борьбу, просто сдаться и отойти в сторону.

Множество попыток совершают дети, чтобы получить кусочек маминого и папиного времени, объятий, нежных слов, заботы. На что только не идут - и болеют, и плачут, и дерутся, и не справляются с каким-нибудь давно усвоенным навыком.

Время конкуренции детей есть в каждой семье. Но в одних семьях это этап развития, в других - бесконечный процесс, застревание.

Почему так?
Родители, часто не замечая, сами подогревают конкуренцию детей, даже у единственных в семье.

- Негативными оценками
"Плохо ты, Петя, пишешь буквы"

- Сравнениями негативными, позитивными и в превосходной степени
"Смотри, как у Маши здорово получается, загляденье, а не ребенок"
"У тебя такие красивые рисунки в отличие от Вовы"
"Ты был лучший" "Самый умный" "Самая красивая"
"Люблю тебя больше всех"

- Обидными колкими оскорблениями
"И в кого ты такой бездарь, другие же могут"

- Внушениями-программами
"Бесполезно, ничего у тебя не выйдет"

- Мотивацией к соревнованию
"Сделай всех" "Напиши работу лучше всех" "Будь первым"
(для достижений конкуренция конечно необходима, но важно разграничивать зоны конкуренции и зоны дружбы, общения)

- Выделением и обожанием одного ребенка (фаворита) и игнорированием успехов другого

Фаворитизм и игнорирование - самый крайний и надежный способ создания не дружеских, а воинствующих отношений между детьми.

Хотите, чтобы выросли и не общались? Выберите и назначьте умницу и дурака, умницей гордитесь и хвалите, дураку ставьте в пример и обвиняйте.

До развития способности критически мыслить дети не могут провести связь между тем, что родитель выделяет одного ребенка и отвергает другого, и своими чувствами к брату или сестре. Да и злиться на родителя, источник любви и заботы крайне небезопасно, лишаться внимания или надежды на внимание вовсе не хочется. Поэтому чаще всего объектом нелюбви, ревности и в итоге конкуренции становятся брат или сестра, а дальше любой похожий, равный.

Конечно фаворитизм это история не про легкую невнимательность и неопытность родителя. За этим стоят гораздо более глубокие процессы, большие причины, зачем назначать одному из чад невыгодную роль.
Но это уже совсем другая тема.

Разговаривая с детьми, выстраивая с ними взаимодействие, важно помнить и замечать, какие чувства мы вызываем своими словами или действиями. И не просто замечать, а считаться с ними. Только так можно научить детей быть счастливыми. Замечая. Принимая. Помогая.

Детский психолог Юлия Шапкина



Просмотров: 506
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Алкоголик в семье или почему "горькая" становится "сладкой".
  • "Спиной к семье" или "Почему он ушел от меня... в компьютер?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • "Ты теперь большой!", или в семье родился младший ребенок
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Яблоко от яблоньки" или про "урода" в семье.
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Почему у тебя "всё плохо" и мир к тебе "несправедлив"?
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Закон сохранения внимания" друг к другу в семье.
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Убегающие дети" или "Маша, я догоню тебя!"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь