Попытки суицида и суицидальное поведение
Я не стану описывать причины, толкающие людей разного возраста на самоубийство (успешное или нет). Отмечу только принципы, на которых строится моя работа в подобных ситуациях:
1. Я не уговариваю человека "перестать думать о всякой ерунде". Не мне судить какие мысли или намерения являются верными, а какие нет.
2. "Демонстративное - не значит менее важное". Обратная мысль особенно популярна в педагогических кругах. Я не раз сталкивался с тем, что мне говорили "ой, да она просто таблеток наглаталась, чтобы внимание привлечь". Хорошо, но почему именно таблеток (или почему она или он залезли на крышу)? Иными словами, почему этот человек считает, что ему нужно оказаться на краю жизни и смерти, чтобы его проблемы приняли всерьез?
3. Пока мы работаем с клиентом он не имеет права предпринимать каких-либо суицидальных попыток. Звучит, на первый взгляд, странно. Получается, что если он или она совершит даже неудачную попытку, мы перестанем работать? Да. Если в ходе работы, будет совершена попытка суицида мы прекращаем работу и клиент вправе перейти к тому специалисту, которого выберет сам. Логика простая: клиенту нужно словами говорить о том, что он привык ДЕЛАТЬ (вместо горсти снотворного и водки - слова "Алексей, я вчера хотел закинуть в себя горсть снотворного и выпить сверху водки"). Если же, по каким-то причинам, у клиента этого не получается (а значит попытка совершается в ходе работы) - значит кто-то из нас плохо работает.
4. Никому из родственников нельзя заниматься "стигматизацией". Есть чудесный фильм "маленькая мисс счастье". Он про семейные отношения. Так вот, там есть персонаж - дядя, пытающийся покончить с собой. С ним никто особо не хочет говорить и относятся как к "ущербному". Это и есть "стигматизация": ты такой несчастный и похоже не совсем нормальный раз с тобой это случилось.
Ко всему, что уже писали и говорили о суицидальном поведении (демонстративное привлечение внимание, депрессивные состояния, психозы и тп), стоит добавить еще один важный момент - так называемую "аскезу". Термин этот в рамках психологии используется не часто, но как нельзя лучше описывает стремление (преимущественно, в среде подростков) наносить себе увечья разного рода. Сюда можно отнести порезы лезвием, шрамирования (не как вид эстетического украшения, а спонтанную, хаотичную травматизацию кожных покровов).
В различных религиозных течениях, аскезе подвергают себя последователи, чтобы доказать превосходство разума над чувствами. Они стремятся к "самоотречению", чтобы взять под контроль то, что происходит у них внутри.
Те же самые мотивы, на мой взгляд, толкают подростков к самоистязанию. Спектр переживаемых чувств кажется им непосильным, слишком большим и пугающим, поэтому они (тут можно вспомнить нравственные мучения героев таких фильмов как Код Да Винчи или Пианистка) "наказывают" себя. Это похоже на кровопускание, которое практиковали множество прежних врачей: разрезая кожу, человек выпускает из нее свои чувства.
Пример.
Мама с дочерью 16 лет. Дочь несколько раз как-будто бы случайно принимала много таблеток (не смертельный препарат даже в больших дозах). С первой встречи они проговаривают, что будут ходить столько, сколько нужно. Обращаясь к девочке, спрашиваю "А сколько нужно?". Она улыбается и говорит, что знает о психоанализе (прочитала перед приемом) и хочет его пройти. Предупреждаю обо всех нюансах. Она согласна.
Через месяц, на "родительской встрече" (раз в месяц я встречаюсь с родителями) говорю матери о необходимости изменения стиля взаимодействия в семье.
Выше обозначенные принципы работают как с детьми, так и со взрослыми. Разница, снова, в степени "свободы" (и, как следствие, ограничений в виде необходимых действий).