Попытки суицида и суицидальное поведение

Автор статьи: Алексей Серов

Попытки суицида и суицидальное поведение

Я не стану описывать причины, толкающие людей разного возраста на самоубийство (успешное или нет). Отмечу только принципы, на которых строится моя работа в подобных ситуациях:
1. Я не уговариваю человека "перестать думать о всякой ерунде". Не мне судить какие мысли или намерения являются верными, а какие нет.
2. "Демонстративное - не значит менее важное". Обратная мысль особенно популярна в педагогических кругах. Я не раз сталкивался с тем, что мне говорили "ой, да она просто таблеток наглаталась, чтобы внимание привлечь". Хорошо, но почему именно таблеток (или почему она или он залезли на крышу)? Иными словами, почему этот человек считает, что ему нужно оказаться на краю жизни и смерти, чтобы его проблемы приняли всерьез?
3. Пока мы работаем с клиентом он не имеет права предпринимать каких-либо суицидальных попыток. Звучит, на первый взгляд, странно. Получается, что если он или она совершит даже неудачную попытку, мы перестанем работать? Да. Если в ходе работы, будет совершена попытка суицида мы прекращаем работу и клиент вправе перейти к тому специалисту, которого выберет сам. Логика простая: клиенту нужно словами говорить о том, что он привык ДЕЛАТЬ (вместо горсти снотворного и водки - слова "Алексей, я вчера хотел закинуть в себя горсть снотворного и выпить сверху водки"). Если же, по каким-то причинам, у клиента этого не получается (а значит попытка совершается в ходе работы) - значит кто-то из нас плохо работает.
4. Никому из родственников нельзя заниматься "стигматизацией". Есть чудесный фильм "маленькая мисс счастье". Он про семейные отношения. Так вот, там есть персонаж - дядя, пытающийся покончить с собой. С ним никто особо не хочет говорить и относятся как к "ущербному". Это и есть "стигматизация": ты такой несчастный и похоже не совсем нормальный раз с тобой это случилось.

Ко всему, что уже писали и говорили о суицидальном поведении (демонстративное привлечение внимание, депрессивные состояния, психозы и тп), стоит добавить еще один важный момент - так называемую "аскезу". Термин этот в рамках психологии используется не часто, но как нельзя лучше описывает стремление (преимущественно, в среде подростков) наносить себе увечья разного рода. Сюда можно отнести порезы лезвием, шрамирования (не как вид эстетического украшения, а спонтанную, хаотичную травматизацию кожных покровов).
В различных религиозных течениях, аскезе подвергают себя последователи, чтобы доказать превосходство разума над чувствами. Они стремятся к "самоотречению", чтобы взять под контроль то, что происходит у них внутри.
Те же самые мотивы, на мой взгляд, толкают подростков к самоистязанию. Спектр переживаемых чувств кажется им непосильным, слишком большим и пугающим, поэтому они (тут можно вспомнить нравственные мучения героев таких фильмов как Код Да Винчи или Пианистка) "наказывают" себя. Это похоже на кровопускание, которое практиковали множество прежних врачей: разрезая кожу, человек выпускает из нее свои чувства.

Пример.
Мама с дочерью 16 лет. Дочь несколько раз как-будто бы случайно принимала много таблеток (не смертельный препарат даже в больших дозах). С первой встречи они проговаривают, что будут ходить столько, сколько нужно. Обращаясь к девочке, спрашиваю "А сколько нужно?". Она улыбается и говорит, что знает о психоанализе (прочитала перед приемом) и хочет его пройти. Предупреждаю обо всех нюансах. Она согласна.
Через месяц, на "родительской встрече" (раз в месяц я встречаюсь с родителями) говорю матери о необходимости изменения стиля взаимодействия в семье.

Выше обозначенные принципы работают как с детьми, так и со взрослыми. Разница, снова, в степени "свободы" (и, как следствие, ограничений в виде необходимых действий).



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Нельзя злиться" значит "стань немножечко мертвым"
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Почему "умный" не всегда значит "успешный"?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь