Самопорезы. Несуицидальное самоповреждающее поведение.

Автор статьи: Екатерина Докунова

Давайте попробуем разобраться что такое-самоповреждения или, так называемое, несуицидальное самоповреждающее поведение.

На данный момент нет единой классификации самоповреждений. Так или иначе, в традиционной психиатрической науке к самоповреждениям относят такие действия как: обгрызание ногтей, обкусывание, расковыривание заусенцев или других неровностей на коже и препятствование заживлению ран, кусание губ, щек, щипки, расцарапывание участкво тела или нанесение себе порезов острыми предметами, прижигание кожи. Также отностят трихотилломанию-выдергивание волос, ресниц или бровей.В более тяжелых случаях, при психотических расстрйствах самоповреждающее поведение может приводить к самоампутация конечностей.(Хотя ряд авторов не относят самоповреждения в результате галлюцинаций и бреда к НСП). Все вышеперечесиленные действия рассматриваются как симптомы или проявления таких расстройств, как депрессии, расстройства личности, нарушения психического развития у детей (аутизм, умственная отсталость), патологически привычные действия, психотические расстройства.

Мы сегодня будем говорить больше о самопорезах у подростков. Хотя, стоит сказать, что несуциадальное самоповреждающее поведение в виде самопорезов свойственно нередко и взрослым.

Итак. «Несуицидальное самоповреждающее поведение-намеренное нанесение себе телесного вреда, имеющего малую вероятность летального исхода, социально не приемлимое по своему характеру и производимое с целью уменьшить или справиться с психологическим дистрессом.» (Barent W.Walsh)  Т.е. самоповреждение носит не случайный, а намеренный характер. Телесный вред-это повреждение тканей тела, использование таких форм членовредительства, которые несут умеренные повреждения тела и представлют небольшой или полное отсутсвие риска для жизни. «Намеренное причинение телесного вреда при отсутсвии суицидальных намерений».( Mattew K. Nock).

Самопорезы – это одно из видов самоповреждающего поведения. Обычно люди, чаще подростки, царапают себя острым предметом или наносят порезы лезвием на запястьях и бедрах.

Следующее, о чем мы поговорим-почему подростки это делают?

За фасадом такого поведения часто стоят попытки совладать с эмоциоанльным дискомфортом.

Так как позитивная психотерапия рассматривает любые расстройства не только как ограничения и страдания, но и как способности и возможности, позитивное толкование и аспект данного симптома может быть следующим: (для тех, кто не знаком с позитвным толкованием речь идет о смысле и функции такого поведения).

  • Способность достигать желаемых для себя изменений, таких, как поддержка и внимание со стороны других людей.
  • Способность при помощи физической боли облегчить эмоциональную
  • Способность одну большую боль разделить на много маленьких
  • Способность осляблять или прекращать нежелательные действия других (ссоры родителей, изменение отношений со стороны сверстников)
  • Способность при помощи самоповреждений тела уменьшать нежелательные чувства и мысли, (гнев, ярость, обида, грусть, страх)
  • Способность идентифицироваться с другими, и быть принятым другими.

НСП, в нашем случае самопорезы, не направлены на то, чтобы уйти из жизни, а направлены на решение внутриличностных или межличностных проблем.

Чаще всего с самопорезами обращаются родители подростков. Подростковый возраст один из самых трудных сепарационных кризисов для ребенка. Подросток пытается понять кто он, что в нем ценного, как строить отношения с другими, как относиться к жизни к будущему. Это время когда в жизни подростка отдельного, своего, отличного, от семьи становится намного больше. Подросток только в поиске, себя, собственных мнений, взглядов, ценностей. Однако большинство из них еще обладают  достаточно богатым поведенческим репертуаром и продуктивными способами совладания со стрессами,  с обственными эмоциональными состояниями. Такие подростки оказываются наиболее уязвимыми к формированию и закреплению самоповреждающих форм поведения.

Однако почему какие-то подростки пробуют и опривычивают такие способы, а другие нет?

Несколько факторов оказывают влияние на формирование таких форм повдения. Чаще всего это сочетание внешних и внутренних факторов.

Психологическое характеристики, организация личности.  Например данные одного из исследовании (CASE Child and Adolescent self-harm in Europe) выявили связь между уровнем тревожности, депрессии, самооценки и тяжестью самоповреждающего поведения. Действительно, подростки с самопорезами чаще всего имеют низкую самооценку ( ребенок не видит в себе ничего ценного, считает себя ни на что не способным, глупым, некрасивым, не интересным, или условия, при которых он может быть доволен собой невыполнимы (ситуации завышенных ожиданий со стороны родителей, школы, сверстников).

Макротравмы Это же самое исследование показало, что большинство подростков с  многократными самоповреждающими эпизодами за предшествующие 12 месяцев столкнулись со следующими стресогенными событиями, макротравмами: «смерть близкого человека», «проблемы и конфликты между родителями», «болезнь члена семьи».

Кроме этого, также имееют значение такие средовые факторы как: ситуация жесткой соревовательности, ориентации на достижения в школе, превалирование в молодежной среде недостижимых стандатров красоты, (среди подростков с самопорезами чаще встречаются девочки, чем мальчики), конфликты и холодность в семьях, предоставленность детей самим себе. Также стоит отметить доступность СМИ, интернет сайтов, фотографий с самоповреждениями, многочисленные группы, где подростки демонстрируют такие способы поведения. Влияние референтной группы –группы сверстников,(реальной или виртуальной), чье мнение является авторитетным и группы, к которой подросток хочет принадлежать. (Walsh)

Особая уязвимость в сфере эмоциональной регуляции. Подростки с низким уровнем эмоциаонльной компетености, трудностями понимания собственных эмоций и выражения их также чаще других прибегают к самоповреждающим формам поведения. Иногда этому способстуют соответсвующая культура отношения к эмоциям и конфликтам в самой семье. Установки и концепции в отношении эмоций: запреты на выражение злости, обиды; отсутсвие культуры обращения за помощью и эмоциональной поддрежкой; запрет на проявление слабости и.т.д.

Как я сказала выше ,чаще всего это сочетание нескольких факторов. Например ребенок, не очень хорошо к себе относится, не нравится себе, плюс начались сложности в отношении со сверстниками (первая любовь, предательство со стороны подруг), чувстует себя одиноким, плюс он не знает как быть со всеми своими эмоциями, сдерживает все в себе, не обращается за помощью и натыкается на реальных или виртуальных ребят, которые рассказывают ему как можно со всем этим обойтись.

Ну и в заключении несколько слов о том, как  реагировать родителям, как  быть, что делать, а чего делать не стоит.

Конечно, видеть своего ребенка с порезами на руках и оставаться хладнокровным невозможно. Это очень тяжело, родители сильно пугаются, впадают в панику. Я начну с того, чего делать НЕ СТОИТ, что точно не помогает в таких ситуациях. Но именно так и реагируют родители чаще всего от собственной расстерянности, беспомощности, и страха за подростка.

Итак попытки наругать, запугать подростка последствиями такого поведения, взывать к его чувсту вины, стыда, совести,  не просто не помогают, а обычно усугубляют ситуацию. Например, ребенок использует самопорезы, как доступный способ справиться с чувством злости, тревоги, вины. Родитель, обнаружив это, начинает обвинять (ты представляешь как я себя чувстую, из-за тебя вся семья мучается), запугивает (у тебя останутся шрамы, это же некрасиво, ты занесешь инфекцию). И это снова рождает чувство тревоги и вины и снова подростку необходим способ с ними совладать, потребность в привычных помогающих действиях появлется снова. Это становится похоже на замкнутый круг.

Любые попытки ограничить и лишить подростка этих способов обычно не приносят никаких результатов, если у него не появится другой, новый способ справиться с эмоциональным напряжением, или решить психологический конфликт. Полезно понимать, что на данный момент это не самый луший, но самый доступный способ для вашего ребенка временно делать непереносимые переживания выносимыми. Или получать для себя что-то, что не может быть обеспечено другим способом. 

На мой взгляд родителям самостоятельно понять как реагировать в такой ситуации и как помогать подростку довольно сложно. Именно потому, что они сильно напуганы, такое поведение может обращать их к собственным переживанием родительства (я плохая мать, это все из-за нас).  Я рекомендую конечно обращаться за помощью к психологу или психотерапевту за поддержкой, консультацией и сопровождением семьи.  

Если такой возможности нет, первый вопрос на который вам стоит искать ответ это не вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?, а вопросы « Что происходит? Почему это происходит с нашим ребенком?»

Проанализируйте ваши отношения, есть ли в них возможность доверять, быть открытыми, принятым, есть ли традиции обращения за помощью и поддержкой, разговоры о том, что происходит в жизни подростка и как он все это переживает? Делитесь ли вы сами своими событиями и переживаниями с подростком?

Понаблюдайте за культурой эмоциональной компетенстности в вашей семье. Как вы- родители выражаете и управляетсь со сложными чувствами ( гнев, обида, стыд, грусть, разочарование). Как ваш подросток дает вам и другим знать, что он злится, расстроен, напуган и.т.д

Самооценка. Какое отношение у подростка к себе,каковы его представлении о себе. Помогайте ему формировать правильное отношение к неудачам, оценкам, достижениям, красоте и собственной ценности. Чувствует ли он себя любимым, важным, хорошим? Как вы даете ему про это знать?

Если в вашей семье произошли большие, мактротравматические события.. (утраты, болезни близких, развод, переезд и др.) подумайте, достаточно ли вы говорили об этом с ребенком, пережили ли вы это.

Если говорить о профессиональных трудностях работы с самоповреждающим поведением, на мой взгляд фокус на симптоме (самопорезах) и вообще такая симптомоориентированная психотерапия не является хорошей стратегией. Конечно нужно разбираться в причинах, конфликтах, дефицитах личностной организации, устройстве детско-родительских и родительских взаимотношений, и именно их делать фокусом терапии.

 

 



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Внутренний конфликт: что это такое и как с ним быть (нюансы понимания и возможности преодоления)
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как быть и что делать если у вас в семье появился инвалид или тяжело больной.
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Самость...что это? Или как найти предназначение.
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Любовь к себе, или какие пошаговые действия предполагает это расхожее выражение?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Глинотерапия. Что это такое и как это работает?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь