|
Самоповреждающее поведение у детей с РАСАвтор статьи: Арина Евгеньевна Доценко
В одной из своих статей я затронула тему самоповреждающего поведения как одну из ключевых проблем современных подростков.
Пожалуй, одной из непростых задач, с которыми сталкиваются родители ребёнка с расстройством аутистического спектра – это необходимость справляться с самоповреждающим поведением. Такое поведение, как правило, связано с целым комплексом причин. Рассмотрим их более подробно. Если обратиться к зарубежным и отечественным исследованиям, то можно обнаружить, что многие специалисты в данной области указывают на наличие так называемой «аутостимуляции» у детей с РАС. Причины появления аутостимулирующего поведения ещё не до конца изучены, однако, исследователи полагают, что есть несколько ключевых теорий, которые могут объяснить данное явление: во-первых, самостимуляция позволяет снизить уровень стимуляции, получаемой из окружающей среды, для гиперчувствительных детей. А, во-вторых, аутостимуляция позволяет детям со сниженной или недостаточной реакцией на стимулы окружающей среды испытать сенсорное удовольствие, которое связано с органами чувств (зрительное, слуховое, тактильное, вестибулярное, вкусы и запахи).
Самоповреждающее поведения, с одной стороны, может быть необходимым условием аутостимуляции тактильных ощущений и выполнять сенсорную функцию: чесание царапание, укусы самого себя, удары по телу и т.д. С другой стороны, такое поведение в дальнейшем может использоваться как попытка добиться от окружающих желаемого, заявить о своей потребности. Изначально возникнув в ответ на физическую боль или дискомфорт, такое поведение закрепляется и становится одним из способов получения желаемого от окружающих. Кроме того, по результатам имеющихся исследований в области РАС, самоповреждающее поведение также может быть одной из форм повторяющегося поведения, навязчивых идей и состояний, которые свойственны данной категории людей. Встаёт закономерный вопрос: как снизить степень проявления самоповреждающего поведения у детей с РАС? Рассмотрим тот случай, когда самоповреждающее поведение имеет функциональное значение, т.е. условие аутостимуляции. Первым шагом является изучение такого поведения у конкретного ребенка! Необходимо пронаблюдать и определить события, во время которых ребенок проявляет такое поведение.
В случае, когда ребёнок использует аутоагрессию в результате стрессовых ситуаций, необходимо начать работу над уменьшением стресса. Второй шаг – это обучение ребёнка альтернативным видам поведения. Например, ребёнка, который ударяется головой о предметы, царапает или кусает себя, научить раскачиваться в кресле-качалке, использовать предметы-заместители (леденец на палочке, игрушки и т.д.). Замещение самоповреждающего поведения более безопасными формами реагирования позволит ребёнку поддерживать чувство сенсорного комфорта без негативных последствий. © Арина Доценко. Все права защищены Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|