Самоповреждающее поведение у детей с РАС

            В одной из своих статей я затронула тему самоповреждающего поведения как одну из ключевых проблем современных подростков.

В группе повышенного риска, как правило, оказываются лица с умственной отсталостью, шизофренией, аутизмом, пограничными психическими аддиктивными расстройствами, посттравматическими стрессовыми расстройствами, подростки и молодые люди, входящие в неформальные субкультуры, депривированные и виктимизированные дети и подростки.

         Пожалуй, одной из непростых задач, с которыми сталкиваются родители ребёнка с расстройством аутистического спектра – это необходимость справляться с самоповреждающим поведением. Такое поведение, как правило, связано с целым комплексом причин. Рассмотрим их более подробно.

         Если обратиться к зарубежным и отечественным исследованиям, то можно обнаружить, что многие специалисты в данной области указывают на наличие так называемой «аутостимуляции» у детей с РАС. Причины появления аутостимулирующего поведения ещё не до конца изучены, однако, исследователи полагают, что есть несколько ключевых теорий, которые могут объяснить данное явление: во-первых, самостимуляция позволяет снизить уровень стимуляции, получаемой из окружающей среды, для гиперчувствительных детей. А, во-вторых, аутостимуляция позволяет детям со сниженной или недостаточной реакцией на стимулы окружающей среды испытать сенсорное удовольствие, которое связано с органами чувств (зрительное, слуховое, тактильное, вестибулярное, вкусы и запахи).

Самоповреждающее поведение у детей с РАС

         Аутостимуляция, как правило, продуцируется ребёнком наедине с самим собой, поскольку внутренняя сенсорная функция такого поведения не содержит в себе социального компонента.

        Самоповреждающее поведения, с одной стороны, может быть необходимым условием аутостимуляции тактильных ощущений и выполнять сенсорную функцию: чесание царапание, укусы самого себя, удары по телу и т.д.  

        С другой стороны, такое поведение в дальнейшем может использоваться как попытка добиться от окружающих желаемого, заявить о своей потребности. Изначально возникнув в ответ на физическую боль или дискомфорт, такое поведение закрепляется и становится одним из способов получения желаемого от окружающих.

       Кроме того, по результатам имеющихся исследований в области РАС, самоповреждающее поведение также может быть одной из форм повторяющегося поведения, навязчивых идей и состояний, которые свойственны данной категории людей.  

       Встаёт закономерный вопрос: как снизить степень проявления самоповреждающего поведения у детей с РАС?

      Рассмотрим тот случай, когда самоповреждающее поведение имеет функциональное значение, т.е. условие аутостимуляции.

      Первым шагом является изучение такого поведения у конкретного ребенка! Необходимо пронаблюдать и определить события, во время которых ребенок проявляет такое поведение.

  • Происходит ли это в определенное время дня?
  • Существуют ли какие-либо обстоятельства, которые всегда предшествуют самоповреждению?

      В случае, когда ребёнок использует аутоагрессию в результате стрессовых ситуаций, необходимо начать работу над уменьшением стресса.

     Второй шаг – это обучение ребёнка альтернативным видам поведения. Например, ребёнка, который ударяется головой о предметы, царапает или кусает себя, научить раскачиваться в кресле-качалке, использовать предметы-заместители (леденец на палочке, игрушки и т.д.).

     Замещение самоповреждающего поведения более безопасными формами реагирования позволит ребёнку поддерживать чувство сенсорного комфорта без негативных последствий.

© Арина Доценко. Все права защищены



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Самоповреждающее поведение у подростков
  • Как поведение родителей влияет на поведение детей.
  • Самоповреждающее поведение, что делать?
  • Самоповреждающее поведение подростков: мифы и реальность
  • Психологические особенности семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Взгляды на этиологию самоповреждающего поведения
  • Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Самоповреждающее поведение: критерии, виды, причины (полный обзор)
  • Самоповреждающее поведение
  • Самоповреждающее поведение
  • Саморазрушающее и самоповреждающее поведение
  • Самопорезы. Несуицидальное самоповреждающее поведение.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как неэффективные меры наказания приводят к нарушению поведения у детей.
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Что такое паттерн поведения?
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Что Такое Расстройство Пищевого Поведения
  • Рассуждение на тему неуверенного поведения наших детей.
  • Что такое пищевое поведение? Для чего нужно психологическое сопровождение во время снижения веса?
  • Что такое психосоматика расстройств пищевого поведения?
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • Признаки расстройств пищевого поведения: как определить, что мой ребенок страдает РПП?
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • Причины «плохого» поведения детей: привлечение внимания.
  • Что такое “мужское сексуально-демонстрационное поведение” и как девушке к нему относиться?
  • Причины трудного поведения детей, находящихся в стационарных учреждениях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь