Подобное явление приобрело большую массовость в социуме, и хотя само по себе оно не во всех случаях является суицидальной наклонностью, тем не менее может стать суицидом по неосторожности. Поэтому следует обращать внимание на самоповреждающее поведение (аутоагрессия)
Аутоагрессия- (аутодестру́кция, самоповреждающее поведение) — осознанные или неосознанные действия, направленные на причинение себе вреда в физической и психической сферах.
Маркеры скрытого нежелания жить:
Деструктивное поведение: срывание корочек с ран, покусывание губ до крови, срывание заусениц, ногтей, выдергивание волос и ресниц, шрамирование, татуировки и прочее;
Сельфхарм- специальные ожоги утюгом, сигаретами, нанесение себе порезов, удары головой или руками о твердые предметы.
Стремление попасть в ситуации, опасные для жизни: занятия экстремальными видами спорта, канатоходцы над пропастью, скалолазы, роуп-джампинг, спуск на байдарках, альпинизм, паркуринг, опасное селфи, служба по контракту в горячих точках, езда на опасной скорости.
Пищевая аутоагрессия: отказ от пищи или переедание.
Игнорирование любых сигналов «опасность!»: переход на красный свет светофора и в неположенных местах, бросаться в драку первым, беспорядочная половая жизнь, отношения с ненавидящими, опасными, разрушающими себя людьми.
Игнорирование своего здоровья, боли в теле, не выполнение назначений врачей.
Намеренное совершение поступков, которые будут осуждены обществом или законом: воровство, мошеничество, хулиганство и т.д.
Фанатичное исполнение религиозных предписаний, доведение себя до истощения, социальной дезадаптации, жертвенность, обвинение себя во всех грехах человечества;
Ненависть ко всему миру, родителям, к себе, к своей внешности, полу, голосу, способностям, отречение, унижение собственного достоинства.
Запреты. Аутоагрессия не заложена в человеке с рождения. Малыши становятся подвержены деструктивному поведению с 3-4 лет. В этом возрасте они начинают болезненно реагировать на родительское «нельзя». Как правило, закатывают истерики с битьем руками, ногами, головой об пол или стены. В первый год жизни дети не ищут в себе недостатки и не способны еще оправдываться. Способность анализировать себя и свое поведение, делить на хорошее и плохое формируется на основании копирования родительского поведения- осуждения, критики, наказания. Со временем данное поведение перерастает в самонаказание, направляя агрессию на себя.
Эмоциональное состояние, связанное с тоской и отвержением близкими людьми. В некоторых случаях аутоагрессивное поведение формируется примерно с одного года. Мать не всегда понимает желания и потребности ребенка, иногда просто запрещает многое. Тогда бессилие и злость овладевают малышом. Злость предназначается родителям, но поскольку ребенок интуитивно понимает, что без родителей ему не выжить, возникает страх разрушить их своей злостью, поэтому он обращает ее на себя. Именно мать обычно является источником сочувствия и понимания, и если она не может быть теплой и принимающей, то и ребенок не развивает в себе способность жалеть и утешать себя. Вместе с ненавистью к себе это выливается в желание сделать себе больно.
Запреты на выражение злости, обиды, на проявление слабости и т.д. Моральные нормы общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям- и подавно. Зачастую ребенку некуда излить эту агрессию, например, выплеснуть свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способе- направляет ее на самого себя. Попытки отругать, критиковать, запугать ребенка, призвать его к чувству вины, стыда, совести, не просто не помогают, а обычно усугубляют ситуацию. Тогда ребенок использует самопорезы, чтобы справиться с чувством злости, тревоги, вины и стыда. Родитель, обнаружив это, начинает обвинять, запугивать, и это снова рождает чувство тревоги и вины, и снова подростку необходим способ с ними совладать. Потребность в привычных помогающих действиях появляется снова. Это становится замкнутым кругом, приводит к тому, что ребенок опять начинает чувствовать стыд и вину, только уже за самоповреждающее поведение. Получается, что он везде и во всем виноват!
Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы легче было ими манипулировать. Формулировки могут быть самыми разными: «Мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть», «Мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься», «Ты меня довел до нервного срыва», «Я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было» и т.д. Родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы их не огорчать, должен делать то, что скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся «Мама и папа разводятся, потому что я плохой!» Пытаясь справиться с мучительным чувством вины- наказывает себя, испытывая временное облегчение. Чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания. Или, когда взрослые пытаются шантажировать ребенка своими переживаниями. Например, малыш что-то отказывается выполнять, бабушка делает вид, что плачет, или мама показывает, как она обиделась на него.
Психологическое, сексуальное и физическое насилие, пренебрежительное обращение в детстве приводят к саморазрушающему поведению. Сельфхарм (порезы на руках, бедрах, животе или груди ножом или бритвой, иглой, ожоги наносятся сигаретой, зажигалкой или утюгом на разные участки тела). У жертв насилия часто развивается ненависть к себе за неспособность остановить абьюзера, или за собственное возбуждение. Когда у девушки появляется настойчивое желание нанести себе сомоповреждение, она находится обычно в состоянии диссоциации, чувства переполняют ее, и она наносит себе порезы, чтобы прийти в себя, вернуться в нормальное состояние или получить облегчение.
Избыток родительского внимания- анорексия, например, как способ отделения, сепарации.
Конфликты. Трудности в установлении контакта со сверстниками заставляют искать и наказывать «виноватого» – самого себя, так как других наказать не представляется возможным.
Принадлежность к различным группировкам: подростковые «группы смерти», татуировки, шрамирование, пирсинг. Стоит отметить доступность СМИ, интернет сайтов, фотографий с самоповреждениями, многочисленные группы, где подростки демонстрируют такие способы поведения. Влияние референтной группы, чье мнение является авторитарным, и группы к которой подросток хочет принадлежать, делают его жертвой самоповреждающего поведения.
Непринятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье, что может приводить к расстройствам пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение, шрамирование, татуировки, пирсинг.
Социальная причина к саморазрушению. Считается приемлемым употребоение спиртного в качестве успокаивающего. Алкоголь усиливает депрессию, становится и следствием, и причиной аутоагрессии.
Родительское предписание «Не живи». Ребенок до 5-летнего возраста может получить от родителя такое предписание. Дается оно неосознанно, из эго-состояния Ребенка самого родителя, через побои, шлепки, дергания за волосы, уши, через оскал лица, крики, обзывания и т.д.
Внутренние причины аутоагрессии:
Сильный и длительный стресс. Чтобы освободиться от напряжения и боли, которые доставляют человеку мучения, но конкретного объекта, на котором он мог бы выместить всю свою боль нет. Либо чтобы отвлечься от сложных жизненных обстоятельств и душевных страданий. Потому что физическую боль легче вытерпеть, чем психологическую.
Демонстративный характер- подросток хочет привлечь к себе внимание ближних, получить помощь, сочувствие и понимание. Потому что только так он может добиться от родителей внимания. Недостаток родительского внимания также сопровождаются частыми переломами, травмами, заболеваниями. В надежде, привлечь внимание родителей, чтобы они начали заботиться.
Десентизация- отдаление от реальности, уменьшение чрезмерного напряжения и давления стресса. Езда на скорости, чтобы почувствовать себя настоящим, живым, испытывать позитивные эмоции. Прыжки со второго этажа, с крыши, порезы, прижигания, шрамирование- почувствовать себя настоящими, живым или замена эмоциональной боли на физическую.
Самонаказание- ненависть к себе требует наказания. Дети привыкают расплачиваться наказаниями. Подвергаясь закрепленному паттерну, испытывая с детства стыд, вину за любой поступок или проступок, подросток ощущает ненависть и наказывает себя.
Те или иные проявления саморазрушающего поведения встречаются у людей любого возраста, однако наиболее часто аутодеструкции подвержены дети подросткового возраста. Самым распространенным и широко известным типом такого поведения являются порезы на бедрах и предплечьях. Сами вены при этом чаще всего не задеваются. Потому что ребенок не намерен совершить суицид.
У каждого склонного к аутоагрессии ребенка, имеется свой метод самоповреждения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.