|
Что такое паттерн поведения?Автор статьи: Анастасия Мирончук
Паттерн поведения – это привычка действовать определенным образом в определенной ситуации. По сути все наше поведение можно свести к набору паттернов. Какие-то из них могут быть продуктивными, какие-то деструктивными. Продуктивные паттерны проявляются в адекватных отношениях между людьми, деструктивные - провоцируют конфликты и мешают человеку воплощать себя и реализоваться в мире. Как формируется паттерн поведения? Паттерн поведения может быть сформирован еще в детстве и тогда за ним может стоять множество глубинных установок и убеждений личности, «раскопать» которые – отдельная и довольно трудная работа. Однако паттерны, сформированные при жизни любой человек может обнаружить самостоятельно, проанализировав собственный опыт. Что нужно знать о паттернах? Я расскажу вам один из путей с помощью которого можно обнаружить свой паттерн поведения: Шаг 1: Напишите (как можно более подробно!) ситуацию ЛЮБОГО конфликта. Попробуйте представить, что пишите главу книги, со всеми диалогами и описанием значимых событий Например: я подошла к начальнице и сказала, что мне нужно уйти пораньше, мои руки дрожали как и мой голос, я посмотрела на нее, она так подняла брови и сверлила меня глазами, я поняла, что ничего мне не светит, сказала «извините», убежала в свой кабинет и еще пол часа сидела и чувствовала себя дурой. Шаг 2: Отвлекитесь и спустя время перечитайте свою историю. Разложите ее по пунктам: что думала чувствовала и хотела каждая сторона конфликта.
Шаг 3: Самый сложный!! Попробуйте описать что именно произошло в той ситуации. Опирайтесь на составленную ранее таблицу и задайте себе вопрос, когда в моей жизни уже было что-то подобное? В данном примере: Терапевт: были ли еще случаи, когда Вы подходили к человеку попросить то, что вам хочется и, еще не получив полноценного ответа, интерпретировали эту ситуацию как неуспешную для Вас и действовали так, как будто бы действительно получили отказ? Клиент: да, знаете была ситуация с моим ребенком, он сейчас подросток и я хочу проводить с ним больше времени вместе: я подошла к нему и хотела предложить сходить со мной в магазин, но когда я посмотрела на него, то решила, что он не согласится, ведь ему скучно со мной и поэтому я просто пошла в магазин одна, даже не спросив его. Очень важно: вспомнить как можно больше случаев, которые были у вас в жизни, ведь чем больше случаев, тем конкретнее и четче будет сформулирован паттерн!! (в данном примере мы можем дополнить паттерн тем, что у клиентки имеются доля самоуничижения, она заведомо предполагает самый худший вариант). В примере мы ограничимся двумя ситуациями и то не проанализировав вторую подробно, но если вы действительно хотите разобраться в себе не упускайте деталей, ищите как можно больше ситуаций, ищите что их объединяет и чем они отличаются. Шаг 4: Поиск ресурса. Если мы находим паттерн, но нам очень важны ситуации, в которых он НЕ срабатывает. Это поможет нам понять на что человек может опереться в своей работе, чтобы действовать в дальнейшем вопреки паттерну. В нашем примере мы сформулируем вопрос клиентке следующим образом: постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы просили другого человека о чем-то, что вам хочется и дожидались его ответа (как согласия, так и не согласия) и действовали в соответствии с этим ответом. Клиент: да и часто, по работе, например, когда я звоню клиенту и предлагаю услуги: если соглашаются, я сообщаю информацию, если нет, то прощаюсь с человеком, говорю «всего доброго» и все. Никаких эмоций. Терапевт: в чем разница между этими ситуациями? Что помогает вам в ситуации с клиентами? В процессе этого этапа анализа ситуации выясняется, что клиента переживает именно из-за того, что затрагивает ее идентичность (как хорошей матери или хорошей сотрудницы) и так мы вышли на ценности, которые клиентка защищает. Последний шаг 5: описать паттерн полностью и обдумать как его можно было бы переформировать. На этом шаге, как психолог-консультант, я предпочитаю написать небольшую притчу, которая позволит клиенту посмотреть на ситуацию со стороны. В этом случае если с клиентом сложились доверительные отношения, можно рассказать притчу о девочке, которая так боялась, что в магазине не будет сладостей, что решила не ходить в магазин. Этот случай – пример того, как привычка определенным образом защищать свои ценности, мешает человеку действительно их защищать. Если клиент может сам увидеть, насколько энергозатратно и нерационально его поведение, он сможет выстроить новый, более эффективный способ взаимодействия с другими людьми. Я надеюсь, что описанный выше путь и приведенный пример помогут вам найти причину ваших трудностей и негативных переживаний. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|