|
Применение метода нахождения смысла в психотерапии расстройств пищевого поведенияАвтор статьи: Попова Ольга Федоровна
Специфические предпосылки проблемы нахождения смысла в аддикциогенезе, с точки зрения современного экзистенциального анализа:
Следовательно, духовно-персональная активность человека, который имеет зависимость, является одним из условий для осуществления возможности дать осознанный ответ на запрос ситуации, которая ослаблена или заблокирована [Агапов, 2014] Современный экзистенциальный анализ видит включенность личность в больший контекст своей жизни как динамическое взаимодействие, которое направленно на изменение. «Суть проявляется благодаря перспективе, через которую на нее смотрят. Этой перспективой являюсь я, как воспринимающий. Поэтому воспринимаемое никогда не является окончательным, даже если воспринята суть. Это всего лишь суть данного момента» [Кривцова, 2012]. Следовательно, даже РПП может стать поводом для вопроса о смысле. Если все же возникает вопрос о смысле, то он всегда направлен на становление: «на что это указывает?», «куда меня это приведет?», «если я, например, выполню работу?», «создам семью?», «если я страдаю от этой болезни?» и т.п. [Лэнгле, www]. Важным моментом при оказании психотерапевтической помощи лицам, страдающим РПП, является помощь в совершении «экзистенциального поворота». Другими словами, это переход от онтологического мышления, где переживания человека связаны с условиями отданности и пассивной позицией, в которой он задает себе вопрос «почему я страдаю лишним весом?», «почему я переедаю?» в активную позицию, при которой человек пытается найти ответы на вопросы «что требуют обстоятельства моей зависимости от меня?», «что я могу поменять в данной ситуации, чтобы она изменилась в лучшую сторону?», «что благодаря мне в этой ситуации может измениться в лучшую сторону?». По В. Франклу «экзистенциальный поворот» является основой логотерапии: «дать вопросу о смысле жизни коперниковский поворот: он не должен спрашивать, он в гораздо большей степени тот, кого спрашивает жизнь, кто должен дать ответ жизни, отвечать за жизнь. Однако те ответы, которые дает человек, могут быть только конкретными ответами на конкретные «вопросы жизни». Ответы на эти вопросы даются в ответственности за бытие-здесь. В самой экзистенции человек «осуществляет» ответ на свои вопросы». Потому как экзистенциальный смысл находиться во взаимосвязи с человеческой свободой и его способностью к принятию личностных решений, то и психотерапевтический поиск смысла у людей с РПП будет содействовать высвобождению из-под нее. По мнению А. Лэнгле, смысл является осознанным движением человека к наилучшей возможности в данной ситуации. Основания для нахождения смысла:
А. Лэнгле говоря о смысле, выделяет духовный, экзистенциальный и практический горизонты. Духовный смысл существует за пределами доступного и затрагивает вопросы бытия, смысла бытия, и «сверхсмысла» (по В. Франклу). А. Лэнгле указывает на то, что несмотря на метафизический характер и частичное осмысление измерения ценности жизни, смысла всего сущего, достоинства самого человека в своей целостности личность может быть открыта к глубинным значениям всего этого и затронута ими переживать их. Экзистенциальный смысл выражается в феноменологическом соотнесении фактической и реальной действительности, а также собственного бытия. Данное соотнесение может быть проведено по всем четырем фундаментальным мотивациям (ФМ) экзистенции, в которых человек занимает активную позицию и рассматривает себя как отвечающего на конкретные вопросы каждого уровня экзистенции. Практический смысл находит свое проявление в решениях, которые принимает человек, исходя из сложившейся ситуации, согласовывая затраты и ценности в зависимости от ожидаемого результата. Важным моментом в практическом смысле является успех, что не учитывается двумя другими горизонтами смысла. Тем не менее, и в нем находятся зерна двух других горизонтов: аспекта духовного смысла (смысл, базирующийся на замысле) и экзистенциального смысла (требований, предъявляемых к собственным действиям) [Лэнгле, 2011]. Иногда бывает так, что в психотерапии клиенты с РПП через практический смысл видят экзистенциальный, например, в случае, когда человек спрашивает: «Я чувствую и знаю, что мне нужно снизить свой вес, но насколько это изменит мою жизнь?». Блокада одного из горизонтов переживания и нахождения смысла может привести зависимого человека к переживанию экзистенциального вакуума и страданиям бессмысленности жизни. При психотерапевтической работе с зависимыми людьми очень важно разграничить горизонты смыслом, или проблемы клиента могут остаться неразрешенными и отодвинутыми в сторону [Уколова, Шумский, 2010]. Впервые метод нахождения смысла был описан А. Лэнгле в 1988 году. Данный метод заключается в поэтапном руководстве по поиску смысла, которое основывается на логотерапевтическом понимании смысла, как «самой ценной возможности в каждой ситуации» [Лэнгле, www] и соотнесение с четырьмя ФМ: реальностью ситуации, ценностями, свободой выбора и ответственностью в действиях. Поиск смысла состоит из 4 последовательных шагов: восприятия реальности; оценки всех обнаруженных в реальности возможностей; выбора и решении для реализации самой ценной возможности; действия, направленного на осуществление принятого решения и сделанного выбора. Первый шаг заключается в обращении внимания клиента с помощью психотерапевта на объективную действительность той реальности, в которой протекает его экзистенция. Такие критерии, как пол, рост, возраст, национальность и тому подобное остаются для клиента неизменными, а такие, как способности и вес могут меняться. Также на первом этапе необходимо обратиться к свободным ресурсам клиента, которые могут быть использованы для последующей реализации смысла (свободное время, финансы и др.), которые, по мнению А. Лэнгле, «лежат между строк действительности» как возможности человека. На этом этапе происходит самодистанцирование от психофизического измерения, вследствие чего человек обретает внутреннюю свободу для проживания свободы воли, как условия для осуществления основного мотива человека – воли к смыслу (В. Франкл). Самым важным на первом этапе является то, чтобы клиент по-новому взглянул на проблему, что поспособствует реалистическому виденью не только фактов, но и скрытых возможостей [Лэнгле, 2011]. Знания человека о том, как должно быть, лишь прячет от него реальность и, как следствие не может позволить соотнестись с ней. Это может влиять и на развитие пищевой зависимости. Нередко на этом этапе встречается искаженное представление человека с РПП о действительности, которое формируется под влиянием пережитых психологических травм, аперсонального формирования личности, биографических и личностных особенностей развития в среде с нарушениями пищевого поведения, со сверхценностным отношением к еде. На втором шаге клиенту требуется переосмыслить все объективные возможности, которые он нашел на предыдущем этапе с помощью вчувствования и соотнесенности их с его жизнью. «Только рациональный способ действия недостаточен для экзистенциального выбора, он не приведет к пережитому смыслу». Человек ценностно осмысляет все возможности. Этот этап самотрансценденции. «Человек духовно выходит как бы за пределы себя, открывается навстречу ситуации, возможности действия, и тогда может в самом себе чувствовать, какую ценность это имеет для его жизни, его жизненной цели» (А. Лэнгле) [Langle, 2000]. Очень часто, при прохождении этого этапа, у клиентов, страдающих ПЗ возникают чувства неуверенности, недоверия к себе и вины, которые могут стать преградой в осмыслении и виденье ценности всех возможностей, которые смогли б помочь избавиться от зависимости и наполнить их жизнь смыслом. Первые два этапы способствуют ориентации в реальных жизненных обстоятельствах, как необходимое условие для принятия человеком последующего решения [Уколова, Шумский, 2010]. Третий этап дает понимание того, какая из рассмотренных клиентом возможностей является для него наилучшей в конкретной ситуации. Но и этого оказывается недостаточно для осуществления смысла, так как для этого требуется духовное усилие, которое является актом принятия личного решения для того чтобы воспринятое, осознанное и прочувствованное перешло в действие. На этом этапе клиент проживает свободу своего выбора, ведь в том случае, если человек с РПП не будет переживать выбор самостоятельного и свободного решения, а переживать его как ограничение, например, указание диетолога придерживаться диеты, то он не сможет переживать это действие, как наполненное смыслом, и в этом случае смысл будет утрачен. На этом шаге клиент вместе с психотерапевтом рассматривают не только ценности, но и риски, опасность возможных ошибок, неуверенность и необходимые условия. На этом шаге происходит высвобождение Person, которая помогает выдержать последствия собственно принятого решения, отказ от всех остальных возможностей характерных для этой конкретной ситуации, в которой они не реализуются. Люди, страдающие РПП, на этом шаге часто испытывают чувство страха из-за того, что их Person еще слишком слаба. Последний шаг характеризуется непосредственно самим действием. Человек переносит свое внимание с себя на окружающий мир, так как «смысл станет лишь тогда полноценным, когда он проживается и через поступок вносится в мир» [Лэнгле, www]. Происходит осуществление экзистенции и на этом шаге многим клиентам требуется психотерапевтическая помощь в нахождении средств и путей воплощения его решения и выбора в жизнь, разработке пошагового плана, который сможет облегчить реализацию. Как показывает практическая работа с людьми с пищевой зависимостью, в случае принятия решения от всего сердца на третьем этапе, реализация не составляет большой проблемы, но в случае аддикциогенеза наблюдается слабость структур 2 и 3 ФМ, что может привести к тому, что принятое человеком решение на первых трех этапах может так и не воплотиться в действие и, как следствие привести снова к дефициту смысла в жизни. В большинстве случаев при расстройствах пищевого поведения человек не может испытать все условия экзистенции и самостоятельно обнаружить смысл в конкретный момент для его переживания. Поэтому с помощью психотерапевта клиент последовательно проходит все эти шаги. В случае, если смысл заблокирован, и клиент переживает бессмысленность своей жизни, очень важно диагностировать: что в сложившейся ситуации клиент не может выдержать и принять? С чем у него сложность в отношениях? Почему он в данной ситуации не может нести свое авторство? Что мешает ценностному восприятию? Даже если переживание приносит человеку удовлетворение, как это часто случается в пищевой зависимости при приеме пище, это не значит, что оно воспринимается, как наполненное смыслом. Библиография
Для цитирования в научных исследованиях: Попова О.Ф. Применение метода нахождения смысла в психотерапии расстройств пищевого поведения // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 3А. С. 132-139. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|