Логотерапия Виктора Франкла. Уникальность человека. Смысл и предназначение.

Логотерапия Виктора Франкла Уникальность человека Смысл и предназначение 

 

“Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, — это смерть.
Каждый раз, когда ты чувствуешь, что всё складывается плохо и ты на грани краха,
повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это.”

К. Кастанеда

 

Согласно логотерапии, стремление найти в своей жизни смысл служит для человека фундаментальной побудительной жизненной силой.

"Логос" по-гречески означает "смысл". Логотерапия фокусируется на смысле человеческого существования, а также на поиске человеком такого смысла.

Это особый и неповторимый смысл, потому что он должен и может быть осуществлен только этим человеком и никем другим. Человек, однако, может жить и даже умереть ради своих идеалов и ценностей. Человеку нужно найти "что-то такое", ради чего стоило бы жить. Другими словами, для большинства людей потребность в смысле – это факт, а не предмет слепой веры.

Виктор Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоаналитической ориентации, будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов, включая Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный анализ и логотерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом других ученых, Франкл остановился на термине логотерапия.

Эта философия и терапия, разработанная в процессе клинической практики и преподавательской деятельности, была проверена и укрепилась в скитаниях Франкла по концентрационным лагерям. Он увидел истину, о которой часто говорят поэты и писатели, что любовь есть наивысшая цель людей и что "спасение человека происходит через любовь и в любви". Он убедился в том, что это единственная цель существования.

Человек представляет собой единое целое с тремя аспектами или измерениями: соматическим, психическим и духовным. Первые два близко взаимосвязаны и вместе составляют "психосоматику". Они включают наследственные и конституциональные факторы, такие как врожденные влечения.

Логотерапия делает акцент на третьем, духовном, измерении. Духовность является главной из трех характеристик человеческого существования, которые отличают людей от животных. Духовность является основным атрибутом человека, из духовности происходят совесть, любовь и эстетическое сознание.

Второй особенностью человеческого существования является свобода. "Что представляет собой человек? Это сущность, которая всегда принимает решения. Он снова и снова принимает решение о том, каким ему быть в следующий момент". Свобода означает свободу от инстинктов, наследственной предрасположенности и окружения.

Третий фактор в существовании человека - это ответственность. Свобода - это не только свобода от, но также свобода для чего-либо, что, согласно Франклу, "представляет собой обязанности индивида. Человек ответственен перед собой, своей совестью или Богом". Логотерапия пытается заставить пациента полностью осознать собственную ответственность; следовательно, ему должно быть предоставлено право выбора: "за что, перед кем или перед чем нести ответственность".

Смысл жизни уникален для каждого человека и изменяется с течением времени.

Существование преходяще, однако на этом его качестве основана ответственность, поскольку люди постоянно стоят перед выбором из существующих возможностей.

Вместе с тем потенциальные возможности, которые не были выбраны, утрачиваются.

Экзистенциальный вакуум и ноогенные неврозы

Человеческое стремление к смыслу жизни вполне может быть фрустрировано, и в таком случае логотерапия говорит об "экзистенциальной фрустрации".

Экзистенциальная фрустрация может привести к неврозу. Для невроза такого типа логотерапия изобрела термин "ноогенный невроз", чтобы отличить его от невроза в обычном смысле слова, т.е. психогенного невроза. Ноогенный невроз имеет место не в психической, а ноогенной (от греческого "ноос", "нус" – ум как носитель смыслов) сфере человеческого существования. Это еще один логотерапевтический термин, обозначающий нечто, принадлежащее к "духовному" ядру человеческой личности.

Ноогенные неврозы возникают не из-за конфликтов между влечениями и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями; иными словами они являются результатом нравственных конфликтов или, говоря более обобщенно, духовных проблем.

Чаще всего подобные состояния настигают людей в среднем возрасте, в периоде их “акме”.

Очевидно, что в случае ноогенных неврозов соответствующей им адекватной терапией оказывается не обычная психотерапия, а логотерапия – терапия, которая затрагивает духовное измерение человеческого существования. В самом деле, "логос" по-гречески означает не только "смысл", но и "дух". Духовные проблемы, такие как стремление человека к осмысленному существованию или фрустрация этого стремления, трактуются логотерапией в духовном ключе. Вместо того, чтобы прослеживать их до бессознательных корней и истоков, т.е. низводить до уровня инстинктов, логотерапия искренне и серьезно принимает их.

Логотерапия считает своей задачей помощь пациенту в поисках смысла его жизни. Поскольку логотерапия помогает пациенту осознать скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В этом плане логотерапия сходна с психоанализом. Однако, пытаясь довести нечто до сознания пациента, логотерапия не ограничивается инстинктивными явлениями в его бессознательном. Она фокусируется на духовных реалиях, таких как подлежащий осуществлению потенциальный смысл пациента, и его воля к смыслу. Впрочем, любой анализ, даже если он абстрагируется в ходе терапевтического процесса от ноогенного или духовного измерения пациента, стремится побудить его осознать, к чему он действительно стремится в глубине души.

Логотерапия расходится с психоанализом в том, что рассматривает человека как существо, миссия которого состоит прежде всего в осуществлении смысла и воплощении в жизнь ценностей, а не просто удовлетворении влечений и инстинктов, примирении конфликтующих инстанций "Оно", "Я" и "Сверх-Я" или приспособлении к обществу и среде.

Разумеется, поиск смысла и ценностей скорее вызовет у человека внутреннее напряжение, нежели приведет его к внутреннему равновесию. Однако именно это напряжение служит необходимым условием психического здоровья и развития личности. Можно утверждать, что в мире нет ничего такого, что столь же эффективно помогало бы выдержать даже самые плохие условия существования, как осознание смысла своей жизни. У Ницше есть мудрое высказывание: "Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как".

Смысл жизни и ответственность за существование

Смысл жизни отличается от человека к человеку, со дня на день и от часа к часу. Поэтому речь идет не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Невозможно найти абстрактный смысл жизни. У каждого из нас свое собственное призвание и жизненная миссия; каждый должен выносить в душе свое собственное предназначение, которое ему надлежит осуществить. Жизнь каждого человеческого существа незаменима и неповторима. Уникальна в том числе и жизненная задача человека, равно как и пути ее осуществления.

Поскольку каждая ситуация в жизни представляет собой вызов человеку и проблему, которую он должен разрешить, вопрос о смысле жизни может быть поставлен в принципиально ином ракурсе. В конечном счете человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни; он должен сознавать, что он и есть тот, у кого спрашивают, – что этот вопрос обращен к нему, и что никто за него на этот вопрос не ответит.

Отвечая на этот поставленный жизнью вопрос, человек может отвечать только за свою жизнь. А чтобы ответить, он должен принять на себя ответственность за свою жизнь. В этой ответственности логотерапия усматривает суть человеческого существования.

Этот акцент на ответственности отражен в категорическом императиве логотерапии, который гласит: "Живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас!"

Логотерапия стремится побудить пациента к полному осознанию своей ответственности, а это значит, что ему должна быть предоставлена возможность выбора: он сам должен решать, за что, по отношению к чему или к кому сознавать себя ответственным. Вот почему логотерапевт менее чем какой-либо другой психотерапевт подвержен искушению навязывать пациенту ценностные суждения, так как никогда не позволяет пациенту переносить ответственность за свои суждения на доктора.

Таким образом, пациенту самому приходится решать, как ему истолковывать свою жизненную задачу, как отвечать перед обществом или своей собственной совестью.

Именно от нас зависит осуществление наших потенциальных возможностей. Человек каждый миг решает: какие из них будут осуществлены, а какие – обречены на небытие. Какой выбор будет сделан раз и навсегда, оставив "бессмертный след на песке времени"? Каждый миг человек должен решать – склоняясь к добру или ко злу, – что станет памятником его существованию. Какой вектор дальнейшего развития и существования он выберет.

Логотерапия не поучает и не проповедует.

Логотерапия не стремится навязывать пациенту каких бы то ни было суждений, ибо истина утверждает себя сама и не нуждается во вмешательстве.

До настоящего момента мы рассматривали смысл жизни как постоянно меняющийся, но никогда не исчезающий. Согласно логотерапии, мы можем осуществить смысл жизни тремя разными способами: 1) через деятельность; 2) через переживание ценностей; 3) через страдание.

Один из основных принципов логотерапии в том и состоит, что человек стремится прежде всего не к получению удовольствия и избежанию боли, а к выявлению смысла своего непосредственно переживаемого существования. Вот почему человек готов даже страдать при условии, что его страдание имеет смысл. Речь идет не о вымышленном фантазировании о своих героических страданиях, а о посланных свыше.

Логотерапия, сознавая преходящий характер существования человека, относится к этому активно и без пессимизма. Образно выражаясь, можно сказать, что пессимист похож на человека, который со страхом и печалью смотрит, как его настенный календарь, от которого он отрывает по листку, с каждым днем становится все тоньше и тоньше. Напротив, человек с активным отношением к проблемами жизни, подобен тому, кто отрывая следующий лист календаря, заботливо и бережно добавляет его к стопке предшествующих листов, предварительно сделав на обороте краткие дневниковые заметки. Он может с радостью думать о богатстве, которое хранится в этих заметках, о полноте уже прожитой жизни. Что из того, что он замечает, как стареет? Есть ли у него причины завидовать молодым или ностальгически переживать свою утраченную молодость? Из-за чего завидовать молодым людям? Из-за возможностей, которыми они располагают, из-за будущего, которое у них впереди? Никогда не поздно начать жить прямо сейчас.

Согласно Ж.-П.Сартру, человек творит себя сам, сам конструирует свою "сущность", т.е. то, что он есть, чем должен быть и чем станет. Однако надо полагать, что мы не изобретаем смысл своего существования, а обнаруживаем, раскрываем его.

 

На какую тему Вы хотели бы получить консультацию клинического психолога?

 



Просмотров: 679
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Что такое "здравый смысл" и каким должен быть смысл?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Дверь в спальню."Охотники"и"жертвы"как способ существования партнеров в браке.Часть1
  • Дверь в спальню. "Охотники" и "жертвы" как способ существования в браке. Часть 2.
  • "Почему бегство не помогает?" или "Мандала существования"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Притча "Воздушный шарик" (смысл жизни, внутренняя пустота)
  • Фрагменты сессии "Потерянный смысл жизни".
  • В чем смысл жизни?) Упражнение "Сердечный отклик"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Упражнение "Смысл жизни"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Иллюзия автономного существования личности, психический мир и его "население"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • День "прав человека против жестокости и насилия" или Правила жизни Маленького принца
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Будущее, которое не пугает, а радует! Или "Как стать хозяином своей жизни?"
  • "Человек в поисках смысла" (В. Франкл)
  • Зачем горевать? Какой смысл в моих страданиях? (из Цикла "Пережить горе")
  • "Читательская автобиография в жизни человека"
  • Зависимость в любовных отношениях или "жизнь без него теряет смысл".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь