Появлению зависимости у подростка, всегда предшествует длительный период.
Когда у него возникают проблемы в школе, дома или в других важных для него сферах жизни, которые он сам не может разрешить.
Тогда зависимое поведение, становится реакцией на сложившуюся ситуацию.
⠀
Существует два наиболее частых способа формирования зависимого поведения у подростков:
⠀
1. Они приобщаются к этому в компаниях или группах сверстников, которые ведут асоциальный образ жизни, и совершают правонарушения.
В таких компаниях почти всегда употребление различных веществ, является нормой.
⠀
2.В семьях, где один или несколько близких с зависимостью.
Если родные считают свое зависимое поведение приемлемым, и это демонстрируют, то у подростка может сформироваться ложное представление о том, что такой образ жизни "нормален" и даже обычен.
Особенно, если у близких нет других, более конструктивных способов для снятия напряжения.
⠀⠀
В целом выделяют три этапа характерные для становления зависимости у подростков. ⠀
Этап первых проб:
⠀
- Обычно происходит за компанию.
Вероятность появления зависимости, здесь во многом зависит от трех факторов:
1.Возраста.
Чем младше возраст, тем сложнее ребёнку сопротивляться зависимости.
2. Отсутствие удовлетворённости основных потребностей подростка, через адекватные способы, не требующие измененного состояния.
3.Наличие актуальной психотравмирующей ситуации, обостряющей состояние подростка.
⠀
Этап поиска или экспериментирования:
⠀
- Здесь подросток пробует различные вещества.
- Все больше приобщается к употреблению "за компанию" в группе сверстников, у которых уже имеется зависимость.
- Появляется избирательность и предпочтение в определённом веществе.
⠀
Этап становления первой стадии болезни.
⠀
- Повышается терпимость к употребляемому веществу, требуется большая дозировка.
- Ярче проявляется мотив для изменения своего состояния. - Снижаются защитные рефлексы.
Почему подростки соглашаются попробовать?
1. Они сами могут не знать, что их задумка, является противозаконной. Им может казаться это смешным, и даже прикольным.
2. Их могут вовлекать спекулируя проверкой на взрослость, «на слабо», высмеивать за трусость, угрожать травлей, отвержением, в ответ на отказ от предложения попробовать.
Этому непросто противостоять, если представляют все так, будто это совсем невинно и вовсе не страшно в сравнении с тем, что будет ждать подростка за отказ.
3. Для них очень важно наличие своей "стаи". Поэтому они могут считать это неким пропуском в компанию. Возможностью быть принятыми, если они пройдут "испытание".
4. Их часто заботит то, что о них думают сверстники.
В том числе и насколько они круты.
Другое дело, что в асоциальных компаниях, свои понятия о "крутости", часто идущие в разрез с законом.
5. Им могут активно внушать иллюзорную идею о том, что такие способы помогают преодолевать жизненные трудности, хотя на самом деле это всего лишь уход от них. Таким образом умело манипулируя его сознанием.
6. Иногда они не могут сказать "нет".
Такое случается, если подросток приученный всегда выполнять то, о чем его просят, забывает, что у него есть и
право отказать.
Поэтому очень важно проводить профилактические беседы с подростками, чтобы они понимали риски и последствия данного поведения. А главное знали, что всегда могут сказать нет.
И конечно не бойтесь обращаться к специалистам, если проблем не удалось избежать.