|
Девиантное поведение подростковАвтор статьи: Надеждин Сергей Алексеевич
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых моральных и правовых норм. Делинквентное поведение – это разновидность девиантного поведения, связанного с уголовно наказуемыми правонарушеними. (Но иногда этот термин используется как синоним девиантного поведения.) В психике человека можно выделить несколько сфер: 1) Мотивационно-мировоззренческая / побудительная сфера: отношение к действительности, другим людям и самому себе. На основе этой системы взглядов у человека формируются жизненные цели, установки, мотивы, идеалы поведения. Двигатель жизни человека. 2) Интеллектуальная / познавательная сфера: уровень развития логического мышления. Мышление, память, внимание, представление. Механизм принятия и выполнения решений. 3) Волевая сфера: содержит механизм преодоления трудностей. Без ее развития человек может оказаться не способен достигать определенных результатов. 4) Эмоциональная сфера: эмоции выполняют: активационную и сигнальную функцию. Но прежде всего эта сфера – активационная, то есть она поддерживает уровень энергетики человека. Для того, чтобы успешно двигаться, нужно иметь эмоциональный запас, накал. Все эти сферы влияют на формирование у человека различных черт характера, стиля поведения по отношению к другим людям, стиль общения. Всю эту систему вместе можно рассматривать как единый механизм управления жизнедеятельностью человека. Этот механизм представлен больше на уровне сознания, но еще надо учитывать бессознательные процессы, которые могут оказывать отрицательное влияние на целостность этого механизма. Если взрослые обращаются за помощью в критические моменты, то в большей степени они нуждаются в осознании бессознательного. С детьми наоборот: нужно закладывать жизненные установки, правильные действия, формировать мышление, и т.д. Хотя и бессознательные процессы тоже затрагиваются (в большей степени, в работе с трудными детьми). Попробуем рассмотреть некоторые виды девиации у детей и подростков, через призму вышеобозначенных психических сфер. В своих предыдущих статьях я рассматривал такие виды девиации, как: - Подростковое бродяжничество: причины и особенности; - Подростковая депрессия, которая может привести к суициду; - Подростковая агрессивность и пути ее преодоления; В данной статье попробую раскрыть психологические причины воровства у подростков. Дети довольно поздно усваивают такую норму, как правило «нельзя воровать». В данной ситуации, есть только один выход – объяснять, объяснять и объяснять, что чужое брать нельзя. Норма усваивается примерно к 10 годам. Если воровство не прекращается, то важно разобраться в его причинах. Убеждение должно идти по нарастающей, сначала должны идти санкции со стороны родителей, затем со стороны воспитательных или образовательных учреждений и наконец самая грозная мера – апелляция к детскому коллективу. Иногда дети воруют с целью привлечь к себе внимание других. Как правило, этим видом воровства страдают инфантильные дети – дети, отстающие в понимании норм поведения. Ровесниками, они воспринимаются как «маленькие» с которыми никто не хочет играть и таким образом они пытаются привлечь внимание. Также причиной воровства может служить принцип «украли у меня, украду я». Итак, причины детского/подросткового воровства: 1) Физиологические причины (из сферы психиатрии): в возрасте сенсорной жажды (потребность в получении новых впечатлений посредством обретения новых вещей), может появиться тяга к воровству. В данном случае, опрашиваются родители и если у них в подростковом возрасте была склонность к присвоению чужих вещей, то считается (психиатрами), что причины физиологические. Желаемый результат - чтобы по окончании периода сенсорной жажды ребенок усвоил моральную норму и начал контролировать себя. 2) Обида на других за то, что у них есть вещи, которых у подростка нет. Задача психологов - разобраться, что лежит в основе этой обиды. 3) Самоутверждение в группе. Группа, где все когда-то что-то украли, не принимает подростка, если он не докажет, на что способен - это своего рода процесс инициации. 4) Нарочитое воровство: в качестве манипуляции другими людьми. Например, подросток ворует только когда он не в семье, не с родителями. 5) Воровство у учителей, которых подросток не очень любит. В данном случае, проблема воровства должна решаться совместными усилиями родителей, учителями или воспитателями образовательных учреждений и психологами. Одной из самых важных задач, которая стоит перед психологами и учителями, является поиск истинных причин девиантного поведения ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|