|
Психологические причины детского воровстваАвтор статьи: Нефедкина Светлана
"С виду, мы вроде бы нормальная семья, а ребенок ворует..", сказала растерянно мама 9-летней девочки на нашей первой встрече. Мама обратилась ко мне за помощью, из-за проблем дочери связанных с воровством, и другими тревогами: низкая успеваемость, непринятие ребенка сверстниками, замкнутость дочери. Среди других жалоб мамы были следующие: дочь лжет, иногда прогуливает последние уроки, гуляет и «может загуляться», «сама себе предоставлена, но не самостоятельная». Много жалоб, но все же воровство мама выделила, как основную проблему. "Кричащая" тема воровства имеет психологический смысл, в основе которого неудовлетворенные потребности ребенка во взаимоотношениях с родителями (в близости, внимании, совместной деятельности), что находит выражение в поступках ребенка, управляет его поведением. Воровство является заполнением определенной пустоты, возникающей из-за нехватки опоры, чувств, например тепла, любви, внимания. В таких случая выделяются следующие проблемы родителей: сложности в выстраивании близких, доверительных отношений с ребенком; трудность слышать и понять его потребности, высокий уровень требовательности, при неудовлетворенных потребностях ребенка (физических, душевных, духовных, эмоциональных); попустительство по отношению к ребенку, что не помогает возникновению самостоятельности; отсутствие четких границ по отношению к ребенку. Воровство представляет собой девиантное поведение, которое может быть обусловлено следующими факторами: индивидуальными, имеющими биологические предпосылки; психолого-педагогические, проявляющие в изъянах воспитания (семейного, школьного); социально-психоогические, характеризующиеся неблагоприятными особенностями взаимодействия в семье, на улице, в учебной среде; личностные, проявляющиеся через отношение к нормам и ценностям; социально-экономические (т.е. условия существования). В основе девиантного поведения часто лежит нарушение родительской привязанности. Привязанность - это теплые, близкие, основанные на любви взаимоотношения между человеческими существами. Тогда воровство, можно рассматривать как способ восполнения утраченных взаимоотношений "мать-ребенок", акт агрессии и защита от страха, способ восстановления или повышения самооценки, реакция на семейную тайну. Т.е. воровство - это форма реагирования в отношениях со значимыми другими. Нереализованные эмоциональные потребности могут привести к стремлению любой ценой заслужить внимание (даже с помощью лжи, девиантного поведения), или вести к эмоциональной холодности, уходу с головой в учебу, стремлению реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений, чрезмерной привязанности к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения. Детская импульсивность является одной из причин, побуждающих к воровству. В норме, произвольное поведение формируется к 6-7 годам. Если ребенок старше, а управлять импульсивностью не может, значит произвольное поведение не достаточно сформировалось. То есть ребенок может не удержаться, спонтанно и импульсивно «взять», то что хочет, так как не может предвидеть последствия. В младшем школьном возрасте происходит нравственное развитие, освоение социальных норм, формируется шкала ценностей, закладывается моральная основа личности. Надо ли говорить, что самыми первыми и важными «нравственными» воспитателями ребенка являются родители. Для ребенка в этом возрасте очень важно также быть принятым сверстниками. А чтобы удовлетворить удовлетворять свою потребность в познании, или чувствовать себя не хуже сверстников, ребенку необходимо обладать определенными ресурсами. Надо сказать, что в данном случае девочка брала то, что хотелось, и то что престижно иметь детям ее возраста (кукла). «Взятая» вещь, в данном случае, выступает как средство самоутверждения, с целью получить благосклонность и уважение сверстников, завоевать их расположение и внимание. В ходе работы с девочкой и ее мамой, выяснилось, что в жизни девочки последнее время было много перемен, к которым она не успевала адаптироваться. Так, при поступлении в школу произошло первое воровство, что в данном случае может быть невротической реакцией. Такие реакции могут возникать у ребенка в ответ на развод родителей, переезд, поступление в школу. Далее в жизни девочки произошло много нового: переезд в другой город, переход в новую школу, и снова повторился эпизод воровства. Далее - снова перемены: новый отчим, разлука с бабушкой, новый дом. В отношениях с мамой ребенку не хватало участия, помощи и поддержки, душевной теплоты и близости. Также, характерно для этой семьи было то, что со стороны мамы было много непосильных для ребенка требований, а в жизни ребенка мало радости и впечатлений. В семье также было не заведено дарить подарки. Как я уже писала выше, воровство может быть символическим замещением родительской любви или радости в жизни ребенка, таким образом является симптом ом психологической неудовлетворенности, способом привлечь внимание, компенсацией фрустрации значимых потребностей и являться реакцией на травмирующие ситуации или эмоциональную холодность. Воровство - это крик о помощи, попытка достучаться до взрослых, привлечение внимания негативным способом. В процессе работы, благодаря тому, что мама была заинтересована в положительных переменах, благодаря тому, что смогла осознать что именно от нее в первую очередь зависят будущие перемены, принять на себя ответственность за отношения с ребенком, началась плодотворная работа. В результате работы (9 встреч: три с мамой, четыре с ребенком и две общие) произошло укрепление отношений с ребенком, мама стала больше понимать дочь, стала терпимее к ней. Дочь стала больше тянуться к маме, больше доверять ей. Мамин заказ был также выполнен - дочь перестала воровать. Очень поспособствовало этому знакомство мамы с учителем дочери (преодолевая собственный дискомфорт, но понимая важность участия в школьной жизни ребенка и своей помощи в адаптации к переменам, она все же сделала этот шаг), изменение стратегий поведения с ребенком (отказ от наказания ремнем, ввод правил, системы поощрений и наказаний, а также совместная деятельность на сессиях и дома. важно делать родителям и о чем знать и помнить: Хочется закончить такими словами: "Для человека, который сильно и опасно голоден, не существует других интересов кроме еды. Она ему снится, он ее вспоминает, о ней думает, ей посвящены ее чувства: только ее он воспринимает и только ее хочет.. О таком человеке можно сказать, что он жив хлебом единым». Думаю данный случай отражает эти слова А.Маслоу - вот что происходит с ребенком, если его потребности не удовлетворяются. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|