|
Девиантное поведение подростковАвтор статьи: Анастасия Маркова (Белолипецкая)
Под девиантным поведением понимается поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных шаблонов. Существует два вида девиантного поведения: деструктивное и созидающее. Созидательное девиантное поведение подразумевает действия значимые для социума хоть и отличающееся от принятых норм. Результатом созидательного девиантного поведения являются социальные инновации и нововведения. Созидательные девиации носят значимый для общества характер, с их помощью вырабатываются новое поведение, способствующее более эффективной адаптации к изменяющимся условиям. Позитивные девиации способствуют прогрессу общества, преодолению консервативных шаблонов. Деструктивные девиации влекут за собой замедление развития общества или вовсе его разрушения. Деструктивное поведение носит агрессивный характер, причем ее направленность может быть как во внешний мир, так и во внутренний. Причины девиантного поведения Девиантное поведение зачастую возникает на фоне затруднения адаптации к изменяющимся условиям. Сложностям с приспособлением к жизни в обществе способствуют генетические, физиологические и психофизиологические проблемы человека. Так, генетическая наследственность, дефекты слуха или зрения, серьезные психофизиологические нагрузки, дефекты речи, внешняя непривлекательность могут привести к тому, что человек не сможет войти в общество, из-за чего его потребности не смогут быть удовлетворенными. Причиной девиаций могут стать внутриличностные конфликты и отсутствие личностного роста, особенности темперамента и характера. Так, подростки характеризуются своим оппозиционным взглядом на мир взрослых. В этот сложный период они переходят из детства во взрослость, учатся взаимодействовать с окружающими, обретают навыки общения. Оппозиция и агрессия к взрослым может привести к поведению не соответствующему общепринятым шаблонам. Для подростков характерно такое явление как активный поиск себя, самопознание, стремление к самореализации. Девиантное поведение может служить одним из источников достижения этих целей. Так, ребенок может совершать кражу в магазине не из-за недостатка родительского внимания или недостатка денег, а ради интереса, определения собственных чувств к этому поступку, выявления возможных последствий за поступок. У каждого из нас есть характер, некоторые его черты лучше, другие хуже. Бывает такое, что некоторые из них особенно сильно выделяются, что называется акцентуацией характера. В этой ситуации при взаимодействии с окружающим миром подросток, на какое либо воздействие реагирует иначе, чем большинство, и не редко реакция может носить неадекватный характер. В столь сложный жизненный период, как подростковый, дети отличаются внушаемостью и некритичностью мышления. Это обоснованно тем, что у подростка очень небольшой жизненный опыт, у него отсутствуют какие-то ценностные основы, на которые можно опираться. В связи с этим они легко могут попасть под негативное, антисоциальное влияние субкультур и других стихийных групп. Семейное и школьное воспитание так же имеет значительное влияние на формирование деструктивного девиантного поведения. Несогласованность действий (а для подростков она становится особенно заметной) взрослых людей, как внутри семьи и школы, так и между ними формирует конфликт ценностей и взглядов в сознании ребенка. Как правило, школа подхватывает те ошибки, которые были совершены родителями и в итоге лишь закрепляет девиантное поведении. Не стоит забывать и про школьную дезадаптацию, которая так же может стать причиной возникновения девиантного поведения. Педагогические ошибки, допущенные в младшем возрасте, особенно проявляются в подростковом. Неразрешенные конфликты с одноклассниками и учителями, могут привести к тому, что ребенку все сложнее будет существовать в социуме. Выводы Девиантное поведение не обязательно носит деструктивный характер, однако в подростковом возрасте, на фоне всех физиологических и психологических изменений оно требует особого внимания. Окружающим взрослым необходимо помнить, что в этот период ребенку очень тяжело справляться со всеми изменениями происходящими с ним. Для предотвращения девиантного поведения необходимо быть очень внимательными к подростку, дать ему определенный уровень свободы и в случае неповиновения и неподобающего поведения выяснять причины и мотивы поступка, разъяснять возможные последствия. Помните, подросткам необходимы наставники, а не надзиратели. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|