|
Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?Автор статьи: Волошина Вера Владимировна
«Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей». (Новиков Н. И.)
Эта мудреная фраза философа очень точно передает одну из главных мыслей статьи. Дети во всем и везде впитывают в себя все, что делают родители. Девочки начинают красить свои губки-бантики, копируя маму; мальчики деловито говорят по телефону, подражая папе. Потому что, как правило, детища считают своих родителей самыми умными, красивыми, сильными и вообще самыми лучшими. Наблюдая за поведением родителей в различных жизненных ситуациях маленькие «Ксероксы» обогащают свое поведение новыми Социальными ролями. Играя в дочки-матери дети усваивают социальную роль матери; играя в магазин – роли продавца и покупателя, играя в автобус – водителя и пассажира. Таким образом, они постепенно расширяют свой ролевой репертуар, что в будущем помогает им не теряться в соответствующей обстановке. Это важнейший этап становления ребенка как личности и члена общества. Казалось бы, все просто, но, к сожалению, родители зачастую являются не лучшим примером социальных ролей…
Что же влияет на неправильное формирование социальных ролей и приводит к социальной дезадаптации?
Говоря научным языком Социальная дезадаптация (от лат. de/des - означающий прекращение, устранение, отрицание) – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. То есть невозможность адекватно проявлять позитивную социальную роль, соответствующую его реальным возможностям в конкретных жизненных ситуациях. Например, в каждой женщине заложен материнский инстинкт, но социально дезадаптированная женщина не понимает, что приносит пользу ребенку, а что вред. Есть прекрасная цитата в тему: «Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом». (С. Харрис)
Следовательно, одной из главных причин социальной дезадаптации является семейное неблагополучие, в ее скрытых и явных проявлениях. Явное неблагополучие – это те семьи, где законные представители несовершеннолетних (родители или опекуны) злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, не заботятся о своих детях, а также приобщают их к подобному поведению. Но есть также скрытые формы семейного неблагополучия. С первого взгляда может показаться, что это здоровая семья, так как родители внешне могут быть вполне приличными, ходить на работу, не употреблять спиртное и пр. Причиной же дезадаптации детей в таких семьях может быть недостаток родительской любви и ласки, отсутствие общения.
«Человек появился на свет. Он очень маленький и совсем беспомощный. У него нет ни единого шанса выжить, если ему не будет помогать взрослый. Это чувствует любой, даже самый маленький ребенок. Эта информация заложена в него природой вместе с внутренней программой: «Если рядом есть взрослый, который заботится о тебе, смело расти и развивайся. Если он недостаточно внимателен, привлеки его внимание любыми способами. Если это не получается - замри, не расти, жди лучших времен. Если не дождался - умирай». В конечном итоге все особенности детей, по тем или иным причинам оставшихся без родителей, все странности их поведения восходят к этой глубинной программе». (отрывок из книги Л.ПЕТРАНОВСКОЙ «В класс пришел приемный ребенок»).
К чему приводит отсутствие родительского внимания и заботы?
«Для ребенка крайне важны отношения с близкими взрослыми. Немецкий психолог Рене Спитц, который наблюдал за младенцами из «образцовых» приютов, где у них было хорошее питание и лечение, но практически отсутствовало общение со взрослыми. Во избежание инфекций детей размешали в стерильных палатах, специально обученный персонал заходил к ним только по необходимости - перепеленать, покормить, и всегда в марлевых повязках. В других случаях на руки детей брать не разрешалось. В результате дети в этих «передовых» приютах развивались гораздо хуже, чем дети из приюта при тюрьме, которые жили в очень плохих условиях, но часто виделись со своими мамами (и смертность среди первых была в несколько раз выше). Среди белых стен, в окружении белых масок вместо лиц, лишенные тепла рук, младенцы в буквальном смысле слова умирали от тоски». Опыт этого ученого положил начало известному нынче факту в психологии и социологии, что для формирования здоровой личности ребенку необходим не только уход и питание, но постоянная эмоциональная связь с родителями, их поддержка и любовь.
Пример родителей - бесспорный авторитет в решении всех «жизненных вопросов», в усвоении речи и навыков поведения, и если моральный̆ облик оставляет желать лучшего, возникает проблема. В таких случаях авторитетом для детей̆ становится «улица» со всеми ее законами и принципами. У таких детей не формируются четкие нравственные ориентиры, отдается предпочтение бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствиями, легким заработкам. Происходит утрата ребенком «базового доверия к миру», а также нарушается развитие таких важных личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, желание развиваться как личностно так профессионально, трудолюбие, гендерная идентификация (осознание своих половых отличий как биологически, так в одежде и поведении). Все это, в будущем, влияет на поведение ребенка. Он начинает совершать противоправные действия, появляются вредные привычки, и в целом его поведение можно назвать аморальным. Кажется, что ребенок сам хочет такой жизни, потому что родился «непутевым». На самом же деле он бунтует, пытаясь привлечь к себе внимание, и просто не умеет приспосабливаться к социальной среде, он неприспособлен к жизни. А так как взрослые видя в таком поведении угрозу критикуют и отворачиваются от него это приводит к школьной̆ дезадаптации (плохо учится, прогуливает, пререкается с учителями, оскорбляет других детей и пр), более сложная форма такого поведения называется девиантной.
Опасность девиантного поведения для общества.
Девиантное поведение - это отклонение от социальных норм. Очень сложные дети, которые не поддаются никакому воспитанию, никого не слушают, и, кажется, делают все на зло взрослым, все против правил. При таком поведении, есть два варианта развития событий. Например, если ребенок выбрал путь агрессивной направленности, то он становится уже не просто шалуном, а неуправляемым хулиганом. Впоследствии и преступником. Примеры агрессивно направленного девиантного поведения: воровство, мошенничество, оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство и пр. Если ориентация пассивная - отказ от активной̆ жизнедеятельности, уклонение от своих гражданских обязанностей̆, долга, нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы. Это могут быть прогулы учебных занятий, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство.
Когда мы видим уже сформировавшегося девиантного подростка, как правило, мы воспринимаем его как монстра, воплощение зла и пытаемся всячески отгородиться от него или наказать. Но если посмотреть вглубь проблемы можно сказать, что девиантное поведение - это нормальная реакция детей на ненормальные условия, в которых они оказались, и в то же время это язык общения с обществом, когда все другие более приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Другими словами стоит воспринимать такое поведение – как своеобразный̆ «крик о помощи». Представьте, чтобы вы ни делали, целый день вас называют ничтожеством, и все люди вокруг прогоняют вас или просто игнорируют? Как вы будете чувствовать себя под вечер? Согласитесь, вряд ли вам захочется веселиться и дарить окружающим искренние улыбки. Такое отношение очень подавляет. И нужен будет не один час, чтобы прийти в себя. А представьте, что дети живут в таком мире всю свою сознательную жизнь!
К сожалению, часто мы не задумываемся об этом всерьез и обращаем внимание на таких детей, когда уже поздно. Но практика множества социальных служб по всему миру показывает, что эту беду можно предотвратить!
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.
Что означает профилактика? Совершение определенных действий, которые помогут детям адаптироваться к реальностям современного мира. То есть сопровождение детей в формировании правильных норм поведения, обучение и укрепление в них понимания адекватного применения социальных ролей в конкретных жизненных ситуациях.
Примеры мероприятий для профилактики девиантного поведения:
Для осуществления всех этих действий требуется множество ресурсов и главный из них – заинтересованные люди, которым не безразлична жизнь обездоленных детей и развития общества в целом. На бумаге все это выглядит достаточно сложно, но общаясь с реальными детьми, мы понимаем, что все эти проблемы хоть ужасают и потребуют много времени и усилий, но вполне преодолимы. Вопрос только в том, какую роль в ней будете играть вы: безразличного, осуждающего взгляда, или руки, протянутой навстречу?
Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|