|
Перенос в психотерапии подростковАвтор статьи: Наталия Владимировна Ковалёва
В основном работа с подростками происходит лицом к лицу, 2 или 3 раза в неделю и это очень тактичная и нежная работа, потому что подросток может закончить анализ в любой момент. И тут возникает вопрос: существует ли перенос в работе с подростками? В работе с подростком речь идёт не о переносе, а о настоящих отношениях. Когда подросток приходит к психологу, психотерапевту, психоаналитику, он вступает с ним в очень интенсивные и очень насыщенные отношения. Подросток испытывает необходимость в том человеке, который его выслушает, поговорит с ним. И мы должны принимать это желание подростка вступить в отношения, обмениваться с ним репликами, слушать его. В случае с подростком, техника работы немного отличается, поскольку здесь речь идёт не о том, чтобы интерпретировать его сны, его материал, который он приносит. В данном случае интерпретацию нужно заворачивать в диалог будто бы реальные отношения, но есть риск вступить в эти отношения, а они на самом деле терапевтические, а не реальные. Когда подросток приходит к терапевту он ищет слушателя, но не только это. Можно проследить процесс работы, будто бы подросток проваливается в своё альтер-эго (другое «Я») и как будто смотрится в зеркало. Когда подросток вступает в отношения с терапевтом, он воспринимает его как будто идеал Я, и аналитик может использовать это в своей работе, нарциссически соблазняя подростка, представляя фигуру идеального родителя, идеального брата или сестры и использовать этот образ в работе. И в этой работе очень важно поддерживать несимметричность, не равенство в отношении пациента и аналитика, т.к. это даёт возможность создать пространство, в которое может прийти интерпретация. Работа лицом к лицу не всегда даёт эту возможность. В работе с подростком риском является то, что подросток воспринимает психоаналитика как идеальную фигуру. И если у психоаналитика есть свои нарциссические дыры, своя нарциссическая проблематика, то он может откликнуться на нарциссическое соблазнение, и это станет источником проблем. Поэтому клиницист, который работает с подростком, должен очень внимательно отслеживать в себе душевные движения. В отношениях с аналитиком подросток воспроизводит очень интенсивные переживания. В них подросток воспроизводит то, что З. Фрейд описывал как перенос. Подросток воспроизводит те отношения, которые были у него с родительскими или другими значимыми фигурами. Подросток переживает в этих отношениях будто бы настоящую любовь. И хотя отношения похожи на настоящую любовь, всё-таки это является как бы любовью и является переносом. То, что испытывает подросток в отношении с аналитиком, очень напоминает открытие З. Фрейда, когда в работе с пациентами он чувствовал их реальную любовь и испытывал желание ответить на эту реальную любовь. И впоследствии он понял, что это процесс переноса. Подросток переживает любовь как будто настоящую, глубокую потому что он не переживает её вспоминая, а испытывает её здесь и сейчас в работе с аналитиком. В анализе переноса нужно учитывать проекцию «Супер-Эго» на аналитика, и использовать позитивные терапевтические отношения, не предлагая преждевременных интерпретации. Задача психоаналитический психотерапии с подростком, не вскрывать, не рушить защиты, а наблюдать и пытаться понять, как устроена внутрипсихическая реальность подростка, в чём суть внутреннего конфликта. Мы используем понятие латерального переноса, т.е. мы говорим с подростком о его школьных учителей, о его друзьях, о том, какие у него отношения в школе и с друзьями. При этом понимая, что то, о чём подросток нам сообщает, имеет место в отношении не только к реальным аспектам с родителями и учителями, но через эти отношения о его внутреннем мире, его внутренних объектах, т.е. спроецированных на окружение. М. Лауфер связывает подростковый срыв с поломкой процесса интеграции тела, достигшего своей биологической зрелости. Эта поломка может произойти в момент полового созревания или позднее. Если она происходит в начале пубертата, ее последствия более негативны, т.к. она связана с инцестуозным Эдипальным желанием. Если она случается позднее, то вызываемые ею расстройства, чаще всего временные, и появляются на фоне продолжения развития. В дальнейшем, развиваемый перенос выражает не только повторение инфантильного конфликта, но также его бессознательные патологические решения, найденные при выходе из Эдиповой проблематики в момент полового созревания. При лечении подростков необходимо рассматривать перенос с двух точек зрения, исторической и динамической. У подростка имеется потребность присоединить аналитика к своей сексуальной патологии, являющейся частью его истории развития. Аналитику присваиваются действия и фантазии подростка, который представляет себя как сексуально так и социально невостребованным. Тем не менее, вся динамика следующая из пубертатных изменений направлена на разрушение сексуального тела и на возобновление преэдипальных отношении с матерью, ценой разрушения идентификации с Эдиповым родителем того же пола. Целью аналитического лечения является реконструкция значения этого срыва, происшедшего в момент полового созревания или позднее в отрочестве, и включить его в субъективную историю. Задача психоаналитический психотерапии с подростком не рушить защиты, а наблюдать и пытаться понять, в чём суть внутреннего конфликта. Когда подросток оказывается в терапии, можно увидеть, какие отношения он выстраивает с другими специалистами. Можно заметить, как подросток выстраивает отношения в своём семейном круге, как строится система и как функционирует. И можно заметить, как развивается конфликт путём сопоставления различных частей составляющих систему подростка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|