|
Депрессии, проявления и их последствия у детей и подростковАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Вы слышали о депрессиях у подростков? А в детском возрасте? А у младенцев? Депрессия может возникнуть в любом возрасте! Депрессия не знает возрастных и половых, социальных границ, другое дело, что когда у ребёнка (а нередко и у взрослого) нет активного словаря для описания настроения, то и говорить об этом просто-напросто нечем. А раз молчит, то и проблем как бы и «нет». Или такой ответ на вопрос о настроении: «Нормально»… И мы говорим о трудностях в осознавании и передаче (вербализации) своего душевного состояния, настроения. Стоит ли удивляться, что неосознаваемые переживания проявляются на уровне организма или поведения?! Не лишь по вербальному заявлению можно понять, что что-то не так. В частности, подавленное настроение влияет так, что ребёнок регрессирует к своему прежнему уровню развития – сосёт палец, прячется в укромных местечках… – вот так всё серьёзно. Прежде подобные переживания у маленьких детей были известны под названием «Эффект госпитализма». Теперь депривационная депрессия. Этот регресс обратимый. Стоит восстановить необходимый уровень близости ребёнка и его матери (лица, обеспечивающего уход за ним), восстанавливается и психическое функционирование. Распознать депрессию у детей, конечно, сложно и трудно. Ещё и потому что в детском возрасте депрессия маскируется под самые разнообразные психосоматические расстройства, интеллектуальную заторможенность, что проявляется в снижении школьной успеваемости и мотивации, а так же в поведенческих проблемах разного рода (включая разрушительное поведение, пробы с наркотиками и суициды). Вот так навскидку, кому придёт в голову заниматься лечением депрессии, когда у ребёнка заболевание или проблемы в успеваемости или в поведении до проявления агрессии вовне или вовнутрь? До первопричин редко когда доходят, обычно спустя годы развития в этом состоянии. Вообще депрессии довольно распространённый вид аффективного расстройства (подавленное настроение), и нередко тягостно переживаемое. В клинике выделяют депрессивный синдром в рамках некоего заболевания и депрессию, как составную часть заболевания биполярно-аффективного расстройства БАР (МДП). Расстройство настроения в сторону его снижения – депрессия, а в сторону его повышения – мания, потому и название прежних лет – МДП. Расстройство может протекать в разной степени тяжести, выделяют три такие степени: - субдепрессии, - средней степени тяжести, - депрессии тяжёлые. Особенность переживания депрессии может различаться от человека к человеку, некто и средней степени тяжести депрессию, может переносить сравнительно легко, без особого напряжения – когда она у него с детства, и он другого состояния и не знает, он к ней привык. Другой человек и субдепрессию переживает тягостно, особенно, когда она возникла только что и вызывает у него стремление поскорее избавиться от неё, поскольку она переживается им как нечто чуждое, не свойственное («эго-дистонный характер отношения к болезни»). Триада депрессии. В случае эндогенной депрессии, к подавленному настроению добавляется ещё два элемента – интеллектуальная заторможенность и моторная. Ухудшение самочувствия. Что неизбежно влечёт снижение продуктивности. И тогда о какой работе может идти речь?! Дети резко «тупеют» и если это хорошо заметно именно у прежде успевающих учеников, то у середнячков вряд ли, они остаются в тени – от них никто и не ждёт высоких показателей. Тягостнее всего депрессия переживается, когда происходит падение витального тонуса, что проявляется в колебаниях аппетита, расстройствах сна, снижении работоспособности, потенции, сопротивляемости организма, отказе от социальных стремлений. Эти проявления свойственны средней и тяжелой степени депрессии. Депрессивный бред – это обобщение негативного самоотношения, переживании неполноценности, проявляющееся в самобичевании – всё то, что человек говорит о себе – «Я больной, никчемный, никому не нужный, плохой, бестолковый, я не могу работать…», говорит взрослый в состоянии депрессии. Ребёнок же, в этом же состоянии склонен направлять вину вовне – на родителей, сверстников, учителей.., чтобы хоть как-то защитить самого себя. Ему ведь нет покоя ни днём (подавленность настроения, воли, активности физической и интеллектуальной), ни вечером (когда нарастает тревога), ни ночью (когда нарастает страх). Юношеская астеническая несостоятельность – разновидность депрессий в юношеском возрасте – основной жалобой, заметным для человека признаком выступает снижение памяти – «Ничего не помню!» Жалоб на настроение нет. Психолог обследует и выявляется следующее – нарушения памяти нет. Читает строку – понимает и запоминает, воспроизводит. Читает абзац – не понимает и закономерно не воспроизводит. Тем более большие объёмы сложного нового текста. Но есть нарушения ассоциативного процесса, нарушения высшего познавательного синтеза. Фоном идут разные негативные переживания, связанные с тревогой за свою состоятельность, перед стоящими задачами развития. Поскольку осознания нет, происходит соматизация тревоги. Часто повышенная температура, боли в голове, в желудке, рвота, ВСД, «медвежья болезнь»… Психопатоподобные депрессии (депрессии с поведенческими нарушениями) начинаются в предподростковом возрасте и старше. Перестаёт учиться, не слушается, уходит из дому, курит, выпивает.., колотит, грубит, дерзит… – такие неприятные проявления. И что с ним делать?! А как он(а) может учиться, развиваться, дружить, любить.., когда у него нет ресурсов на всё это?! Пополнять их он идёт туда и к тем, где и кто его принимает таким, какой он есть в этом своём состоянии – ершистого, суетливого и не спрашивают о его отметках и поведении в школе, и кем он готовится быть при таких делах… И более того, посочувствуют ему и предложат седативное средство. Он так лечится. Как может и где может. Некому ему подсказать, что с такими состояниями надо бы к психологу, некому подсказать номер Телефона Доверия. Да и смысла в том никто не видит – раз связи непонятны, конечно… И он попадает в братство, основанное на взаимопомощи и взаимоподдержке. Те, кто принимают в любом виде и поддерживают. На первых порах, пока обеспечивается вход и приверженность к группе. Затем требования нарастают и здесь. И уйти он уже не может, и оставаться не может. И где выход?! Психологический смысл суицида становится понятнее, если учесть предысторию развития личности, развития депрессивного расстройства. Дидактогенная депрессия – вызванная длительным пребыванием в неблагоприятной ситуации в школе или дома, а нередко и дома и в школе (негативное отношение, конфликты, подавление личности, преследования в школе со стороны детей или учителя при попустительстве со стороны родителей, оставлении ребёнка без поддержки). Это пример экзогенной депрессии, депрессии, вызванной давлением неблагоприятной ситуации. Сменяется ситуация, снимается давление или разрешается противоречие, уходит и депрессия. Депрессии такого рода (экзогенные) могут быть тягостно переживаемыми, особенно когда ресурсов личности не хватает, но они легкие в том смысле, что они легко обратимы. Человек относительно без последствий (для организма) восстанавливает своё состояние. Однако такие депрессии страшны своей дезадаптацией. Для ребёнка, подростка, юноши/девушки это крах в его социальной жизни. Поскольку своих средств разрешения подобных проблем у него нет, в силу незначительности социального опыта, личностной незрелости, он остаётся в ситуации, из которой не находит иного выхода, как болезнь или суицид. Суицид может рассматриваться, как приемлемый исход в этом случае. Целью суицида может быть разное: – или прекращение чрезвычайно болезненного потока сознания – вспомним о «депрессивном бреде», о постоянной тревоге, страхе перед будущем, о страхе отвержения при стремлении быть принятым, о переживании одиночества, состояния непонятности, об актуальнейшей необходимости найти смысл, сформировать мировоззрение и трудностях сопутствующих этому – какой же силы напряжение переживаний мы получаем! – или же, как способ привлечения внимания к своим проблемам, когда ещё есть на это надежда. Оставление ребёнка без помощи в таком состоянии – преступление против него. О проявлениях детских и подростковых депрессий, в том числе «дидактогенных» (педагогических) депрессий у школьников, их причинах и стратегии лечения и реабилитации рассказывает Нина Иовчук, детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, Главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков», член Правления Ассоциации детских психиатров и психологов. или здесь - https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/01/09/71079-depressiya-u-detey-i-podrostkov Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|