|
Самореализация подростков при формировании музыкального фанатизмаАвтор статьи: Варегина Ольга Александровна
Анализ психологической и педагогической литературы по проблемам самореализации личности подростка показывает, что имеются самые различные подходы к трактовке данного понятия. Однако ученые сходятся в том, что процесс самореализации становится возможным в 14-15 лет, когда развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, обостряет потребность в самоопределении. Для подросткового периода характерны потребность в общении, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций. При переходе от младшего школьного к подростковому возрасту ценностные ориентации начинают складываться в сложную и устойчивую систему, определяющую становление активной жизненной позиции подростка. А сам процесс самореализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социальных отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, – ослабление референтной функции современной семьи и социальных институтов общества в плане формирования долговременных личностных установок. Это является одной из предпосылок того, что подростки становятся восприимчивы к тем идеалам и ценностям, которые навязываются в СМИ и пропагандируются в шоу индустрии и музыкальной, в том числе. В этом возрастном периоде становится наиболее важным поиск собственной идентичности как фундаментальной потребности личности осознать себя. В систему социальной самореализации, по мнению Э.Фромма, входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения. Таким ориентиром для современных подростков часто становится музыкальный исполнитель, поскольку увлечение музыкой, как социально-психологический феномен, стало неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Более 80% подростков всех возрастных подгрупп имеют одного или нескольких музыкальных кумиров. В психологическом и социальном развитии молодых людей, особенно в современном развитом обществе, где вступление во взрослый мир труда и семейных обязанностей становится все более поздним, взаимоотношения со сверстниками играют далеко не последнюю роль. В процессе общения подростки развивают соответствующие возрасту интересы и навыки, учатся сопереживать, вместе решать общие проблемы, то есть взаимоотношения со сверстниками уже носят «взрослый» характер. В этом возрасте поведение молодых людей больше чем прежде зависит от влияния окружающих их подростков, поскольку они уже достигли некоторой независимости от родителей. Самореализация в подростковом возрасте предполагает в первую очередь идентификацию себя с другими. Музыкальный кумир наделяется качествами, указывающими на личностную силу и активность, что способствует идентификации музыкальных фанатов с кумиром, поскольку созданный им образ показывает, что он успешен и в определенной степени достиг самореализации. Самореализация подростка осуществляется в процессе его социализации, таким образом, на процесс самореализации личности подростка влияет множество факторов, не только общение со сверстниками, но и взаимодейтсиве с родителями, стиль воспитания в семье. Данные проведенных эмпирических исследований показывает, что отношение к подросткам-музыкальным фанатам в семье преимущественно негативное; кроме того, с помощью количественных методов выше было показано, что музыкальные фанаты чаще воспринимают обоих родителей как более директивных, а мать – как более враждебную. Все это в целом характеризует воспринимаемые музыкальными фанатами детско-родительские отношения как неблагоприятные. В результате этого музыкальные фанаты вынуждены искать поддержку во внесемейном социальном окружении. Выявленная особенность – отсутствие поддержки в семье – является предпосылкой для снижения самооценки. В целом фанаты склонны оценивать себя ниже по показателям «личностной силы» и «активности» по сравнению со своими сверстниками, не склонными к музыкальному фанатизму. В процессе самореализации подростков особое значение придается также визуально-эмоциональной поддержке подростка, поскольку она не только устраняет неблагоприятные фоновые эмоциональные состояния, но и переключает сознание на переосмысление и поиск оптимального решения задач, трансформирует, переводит адаптивно-познавательную самореализацию в творческую. Таким образом, процесс самореализации подростка одновременно осуществляется не только в организованной форме, но и в спонтанной. В этом отношении увлечение тем или иным музыкальным направлением помогает реализовать свои творческие способности, в состоянии, близком к экзальтации, дать выход эмоциям. Смысл развития увлечения тем или иным музыкальным направлением в фанатизм заключается в том, что, обладая универсальным характером, музыкальный фанатизм позволяет его носителям в ряде случаев помогает укрепить свои социальные роли среди сверстников. Психологическое сверхценное увлечение в отличие от психопатологического не выходит за границы нормы, не становится патологией личности. Однако увлечение какой-либо деятельностью, достигающей высокой степени выраженности с формированием культа и поклонением кумиру, с подчинением человека, деформацией ценностей и растворением индивидуальности, является деструктивной формой фанатизма и не приводит к самореализации. Большинство подростков со сформировавшимся музыкальным фанатизмом находятся на низком и среднем уровне самоактуализации. Из вышеизложенного можно сделать следующий выводы. Самореализация подростка – это субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка обусловлена процессами интенсивного физического и социального созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации. Музыкальный фанатизм как патология сознания личности не способствует самореализации в подростковом возрасте. В связи с тем, что современные подростки склонны к формированию музыкального фанатизма и связанному с этим навязыванию норм ценностей кумира, необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общезначимых критериев, через самооценку культуросозидательной деятельности и поступков, культуру межличностных отношений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|