Самореализация подростков при формировании музыкального фанатизма

Анализ психологической и педагогической литературы по проблемам самореализации личности подростка показывает, что имеются самые различные подходы к трактовке данного понятия. Однако ученые сходятся в том, что процесс самореализации становится возможным в 14-15 лет, когда развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, обостряет потребность в самоопределении.

Для подросткового периода характерны потребность в общении, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций. При переходе от младшего школьного к подростковому возрасту ценностные ориентации начинают складываться в сложную и устойчивую систему, определяющую становление активной жизненной позиции подростка. А сам процесс самореализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей.

У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социальных отношений. Причиной того служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого, – ослабление референтной функции современной семьи и социальных институтов общества в плане формирования долговременных личностных установок. Это является одной из предпосылок того, что подростки становятся восприимчивы к тем идеалам и ценностям, которые навязываются в СМИ и пропагандируются в шоу индустрии и музыкальной, в том числе.

В этом возрастном периоде становится наиболее важным поиск собственной идентичности как фундаментальной потребности личности осознать себя. В систему социальной самореализации, по мнению Э.Фромма, входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения.

Таким ориентиром для современных подростков часто становится музыкальный исполнитель, поскольку увлечение музыкой, как социально-психологический феномен, стало неотъемлемой частью молодежной субкультуры. Более 80% подростков всех возрастных подгрупп имеют одного или нескольких музыкальных кумиров.

В психологическом и социальном развитии молодых людей, особенно в современном развитом обществе, где вступление во взрослый мир труда и семейных обязанностей становится все более поздним, взаимоотношения со сверстниками играют далеко не последнюю роль. В процессе общения подростки разви­вают соответствующие возрасту интересы и навыки, учатся сопере­живать, вместе решать общие проблемы, то есть взаимоотношения со сверстниками уже носят «взрос­лый» характер. В этом возрасте поведение молодых людей боль­ше чем прежде зависит от влияния окружающих их подростков, поскольку они уже достигли некоторой независимости от родителей.

Самореализация в подростковом возрасте предполагает в первую очередь идентификацию себя с другими. Музыкальный кумир наделяется качествами, указывающими на личностную силу и активность, что способствует идентификации музыкальных фанатов с кумиром, поскольку созданный им образ показывает, что он успешен и в определенной степени достиг самореализации.

Самореализация подростка осуществляется в процессе его социализации, таким образом, на процесс самореализации личности подростка влияет множество факторов, не только общение со сверстниками, но и взаимодейтсиве с родителями, стиль воспитания в семье.

Данные проведенных эмпирических исследований показывает, что отношение к подросткам-музыкальным фанатам в семье преимущественно негативное; кроме того, с помощью количественных методов выше было показано, что музыкальные фанаты чаще воспринимают обоих родителей как более директивных, а мать – как более враждебную. Все это в целом характеризует воспринимаемые музыкальными фанатами детско-родительские отношения как неблагоприятные. В результате этого музыкальные фанаты вынуждены искать поддержку во внесемейном социальном окружении.

Выявленная особенность – отсутствие  поддержки в семье – является предпосылкой для снижения самооценки. В целом фанаты склонны оценивать себя ниже по показателям «личностной силы» и «активности» по сравнению со своими сверстниками, не склонными к музыкальному фанатизму.

В процессе самореализации подростков особое значение придается также визуально-эмоциональной поддержке подростка, поскольку она не только устраняет неблагоприятные фоновые эмоциональные состояния, но и переключает сознание на переосмысление и поиск оптимального решения задач, трансформирует, переводит адаптивно-познавательную самореализацию в творческую. Таким образом, процесс самореализации подростка одновременно осуществляется не только в организованной форме, но и в спонтанной. В этом отношении увлечение тем или иным музыкальным направлением помогает реализовать свои творческие способности, в состоянии, близком к экзальтации, дать выход эмоциям.

Смысл развития увлечения тем или иным музыкальным направлением в фанатизм заключается в том, что, обладая универсальным характером, музыкальный фанатизм позволяет его носителям в ряде случаев помогает укрепить свои социальные роли среди сверстников. Психологическое сверхценное увлечение в отличие от психопатологического не выходит за границы нормы, не становится патологией личности.

Однако увлечение какой-либо деятельностью, достигающей высокой степени выраженности с формированием культа и поклонением кумиру, с подчинением человека, деформацией ценностей и растворением индивидуальности, является деструктивной формой фанатизма и не приводит к самореализации.

Большинство подростков со сформировавшимся музыкальным фанатизмом находятся на низком и среднем уровне самоактуализации.

Из вышеизложенного можно сделать следующий выводы. Самореализация подростка – это субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях.

Самореализация подростка обусловлена процессами интенсивного физического и социального созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации.

Музыкальный фанатизм  как патология сознания личности не способствует самореализации в подростковом возрасте.

В связи с тем, что современные подростки склонны к формированию музыкального фанатизма и связанному с этим навязыванию норм ценностей кумира, необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общезначимых критериев, через самооценку культуросозидательной деятельности и поступков, культуру межличностных отношений.



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • О самореализации личности
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Различение: главная движущая сила развития личности подростка
  • Социокультурная «арт-адаптация» личности подростка.
  • Развитие личности: от младенца до подростка.
  • Развитие личности: от подростка до взрослого.
  • Проблемы и опасности самореализации в современном мире
  • О страхе проявлять себя: неудачи самореализации
  • Мечты – это смыслы самореализации аутентичных людей
  • Позиции родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка
  • Психологический иммунитет как условие благополучия и самореализации человека
  • Человек и мир. Возможности самореализации
  • В каком возрасте учить подростка уважению?
  • Капитал идентичности, как метод самореализации
  • Консультация по запросу о возможности самореализации.
  • Формирование пищевого поведения: путь от младенчества до подростка. Обзор зарубежных исследований
  • Изменение личности "компьютерного" подростка
  • Оптимизация состояния подростка через работу с родителями
  • Влияние родителей на самооценку подростка.
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Сакральная истина-программа самореализации человека.
  • Исчезающая одарённость или проблемы женской самореализации.
  • Границы подростка: о том, что не касается родителей
  • Письмо себе от себя подростка.
  • Научить подростка отстаивать себя
  • Люди-функции или мир глазами современного подростка.
  • Поиск самореализации, как "эпидемия" нашего времени. Зачем все ее ищут?
  • Практика самореализации
  • Поговорим о самореализации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь