Анна Каренина и фанатизм в любви

          Недавно на экраны вышла последняя российская экранизация «Анны Карениной» (2017). Главную роль сыграла Елизавета Боярская. Этот фильм невольно хочется сравнить с классической экранизацией 1967 года с Татьяной Самойловой в главной роли.

       Разительный контраст между героинями 1967-го  и  2017-го года заставляет задуматься о том, насколько радикально за 50 лет изменились наши представления о любви.

        Татьяна Самойлова играла любимый русский концепт "любовь всегда права".  В конце героиня Самойловой выглядела жертвой охладевшего любовника  и светского ханжества. Она погибала от безвыходности, и ее горячие страстные монологи звучали обличением бессердечного мира. Добрый зритель верил и безусловно сочувствовал героине.

       Елизавета Боярская играет совершенно иное - женщину с пограничным расстройством, чье состояние усугубляется по мере того, как она теряет   «родительский контроль» со стороны мужа и опрокидывает все разумные рамки, которые здравомыслящий супруг  ей ставил. 

          В Карениной-Боярской мы видим эгоцентричную  женщину, которая убеждена, что ее аффекты возвышают ее над миром и дают исключительные права. Например, право презирать всех – начиная с мужа, светского круга знакомых и заканчивая Вронским и его матерью, которых к концу истории она начинает нещадно бичевать.

        Когда Вронский требует от нее не только любви, но и уважения, Анна произносит знаменитую головокружительную фразу:

- «Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь».

Отсюда можно сделать вывод –  кто меня не любит, не вправе рассчитывать на уважение и ждать, что я буду принимать во внимание его  интересы. Любите меня как я хочу, тогда и спрашивайте про уважение.

          Отношение к окружающим сверху вниз Анна оправдывает тем, что она – любит, а ее – нет. Стало быть, она права, а другие не правы.

В результате ее любовь становится дубиной для битья и одновременно индульгенцией, дающей моральное превосходство над другими, которые "не умеют любить".                                                                                                                  Любовный фанатизм, который  у Самойловой еще казался чем-то вроде глубинной искренности, в исполнении Боярской уже явно выглядит психическим отклонением, точнее, примитивным защитным механизмом. 

         В конце героиня Боярской выглядит не жертвой, а скорее ожесточенной мстительницей. Она переживает не  потерю любви, а унижение, проигрыш, крушение иллюзий относительно своей исключительной важности.

       Когда Анна начинает понимать, что Вронский охладел к ней, ее нарциссическая грандиозность рушится, и она испытывает архаическую ярость. Боярская удивительно точно играет это состояние, когда Анна едет в карете на вокзал, чтобы покончить с собой. Этот эпизод - почти клиническая иллюстрация ярости нарцисса, переживающего крушение иллюзий о самом себе.        

         Если самоубийство Анны в исполнении Самойловой можно было понять как безумие отчаяния, то в исполнении Боярской это совершенно другое.

– «Вы жестоко пожалеете», – зловеще говорит она Вронскому, уже предвкушая, как она накажет его своей смертью.

Тут имеет смысл дословно процитировать текст Толстого . Вот мысли Анны, когда она осознает, что теряет свою исключительную значимость для Вронского:

- «И стыд и позор Алексея Александровича, и Сережи, и мой ужасный стыд – все спасается смертью. Умереть –  и он будет раскаиваться, будет жалеть, будет любить, будет страдать за меня».

        Ключевое слово здесь – стыд. Это нарциссический стыд проигравшего. Анна кончает с собой не потому, что теряет любимого, а потому, что она оказалась обыкновенной женщиной, одной из многих, кого соблазнил   красивый офицер. Мысль "меня тоже можно разлюбить" непереносима для ее гордости. Других - можно, но только не меня.

Вот этого факта Анна  стыдится и не может пережить – своей обыкновенности, ибо для нарцисса это означает смертельно уязвленное самолюбие.

        В версии Самойловой зрителю было трудно понять, что могло заставить эту  женщину добровольно выбрать столь страшную смерть. В версии Боярской этот вопрос не возникает. Анне нужна особо жестокая смерть – так она сможет утвердить себя, остаться грандиозной фигурой в глазах Вронского и заставить его терзаться невыносимой виной.

         Чем ужаснее смерть, тем значительней будет ее образ. И в этом Анна преуспела. Она сумела-таки занять в жизни Вронского особое место, ведь такое  стереть невозможно. В результате Анна избежала обычности, осталась исключительной. Цена этой исключительности была ужасна, но нарциссу не жаль заплатить любую цену, лишь бы остаться победителем.   

         Столь сильная зависимость от того, как тебя воспринимают другие, какой образ ты оставляешь в их памяти, характерна для нарцисса. Самойлова не могла сыграть нарциссизм Карениной так ярко, как это сделал Боярская. Возможно, потому, что пятьдесят лет назад нарциссизм еще не был столь обыденным   явлением.    



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Она вышла «замуж» за женщину, потому что боялась агрессии мужчин
  • Что такое любовь? И чем она отличается от любви к себе
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Анна жаловалась на то, что привлекает лишь слабых мужчин. Ей помог этот совет
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Что бы я сегодня спросила у бабушки, если бы она могла меня услышать
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Разбор сериала "Анна Николаевна" (тот, что про девушку-андроида)
  • Что такое истинная уверенность в себе и для чего она нужна?
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Что такое профориентация и для чего она нужна?
  • Что такое супервизия, и для чего она нужна
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Что такое Гештальт – терапия и для чего она нужна?
  • Она не хочет меня..... Стоит над чем задуматься.....
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь