|
Идентичность: в ногу со своим «Я»Автор статьи: Максимова Мария Юрьевна
Рано или поздно каждый человек задаёт себе вопрос «Кто Я?». В поисках ответа на него мы делаем открытия, преодолеваем кризисы, терпим поражения и одерживаем победы. В этой статье речь пойдёт об идентичности как о процессе самоопределения человека, результатом которого является осмысленный и внятный ответ на этот вопрос. Берег правый, берег левыйСловом «идентичность» современного человека не удивишь. Каждый интуитивно понимает, угадывает, о чём это, хотя зачастую не может сформулировать. Первое, что обычно приходит в голову - идентичность предполагает наличие двух «берегов»: что-то идентично чему-то (или соответственно кто-то кому-то). Исследователи развития представлений об этом феномене отмечают, что ни одно из психологических понятий не страдает такой неопределённостью. Заглянув в словарь, мы узнаем, что идентичность – «это свойство сущности или явления, для которого характерно совпадение, тождественность с одним или несколькими другими реальными или абстрактными сущностями или явлениями по основным или общим признакам». Понятнее от этого не становится. Вспоминая Алису в Стране Чудес: «слово означает только то, что я подразумеваю, что оно означает», хочется задавать вопросы более корректно. Что подразумевал под идентичностью, например, американский психолог Эрик Эриксон? Он считается одним из первых и главных разработчиков этого научного термина, и все дальнейшие исследователи так или иначе соотносились с его концепцией. Эриксон определил идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности. Согласитесь, совсем неоднозначное определение. Что такое внутренняя непрерывность? Непрерывность чего? Личность, тождественная самой себе? Попытка понять, что такое идентичность, напоминает решение коана в практике дзен-буддизма. Коан - диалог ученика и учителя, игра, закрепляющая духовную практику в форме текста. Примером коана может служить вопрос «какого цвета ветер?».
«Когда вначале ученик пытается решить коан при помощи интеллекта, его сосредоточение возрастает. Однако эти первоначальные усилия не приносят успеха, потому что рационально решить коан невозможно. В сущности, он представляет собой своего рода насмешку над человеческим интеллектом. Сосредоточенность наряду с иррациональностью и создают особую психологическую ситуацию, в которой происходит борьба ученика с коаном. Когда настойчивые попытки интеллектуального сосредоточения становятся невыносимыми, возникает беспокойство. Осуществление поиска напоминает борьбу со смертельным врагом или попытку прорваться через кольцо огня. Подобные попытки взять приступом крепость человеческого разума неизбежно приводят к утрате веры в любые рациональные принципы. И это гнетущее сомнение, которым сопровождаются безуспешные попытки выхода, переходит в состояние предельно напряженного стремления к освобождению».
Задумываясь о том, что такое идентичность, мы неизменно обращаемся к множеству других проблем - кажется, что размышления могут увести нас куда угодно, только не к точным формулировкам. Но какой бы не была эта проблема - глубокой, сложной, неопределённой, - существуют стройные теории, чёткие классификации, эмпирически доказанные факты, и оказывается, идентичность человека можно исследовать. Восемь с половинойНесмотря на то, что определения Эриксона метафоричны и широки, именно ему принадлежит заслуга придания понятию идентичности статуса самостоятельной научной категории. Эриксон понимал идентичность как итоговое, интегрирующее свойство личности, формирование которого продолжается на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий. Развитие идентичности проходит через так называемые кризисы идентичности - периоды, когда возникает конфликт между способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся социальной нишей существования человека. Для выхода из кризиса необходимо приложить определенные усилия, с тем, чтобы найти и принять новые ценности и виды деятельности. Эриксон выделял восемь стадий развития идентичности, каждая из которых имеет свою центральную проблему, требующую разрешения, и выбора одной из двух возможностей. На первой стадии «Базовое доверие/недоверие к миру» («Надежда») у ребёнка формируется чувственное представление о мире как о предсказуемом и вызывающем доверие месте. Это чувство доверия становится основой уверенности в себе и опорой для приобретения нового опыта, тогда как неуспешное преодоление этого кризиса ведёт к формированию неуверенности и застенчивости. Вторая стадия «Самостоятельность/ стыд сомнения» («Воля») характеризуется осознанием себя как активно действующего существа и своего индивидуального начала. Она начинается с того момента, когда ребёнок делает первые шаги и впервые ощущает свою независимость. Третья стадия «Инициативность/ чувство вины за любознательность и активность» («Целенаправленность») начинается в возрасте около 4 лет и заканчивается поступлением в школу. Движущей силой на этой стадии развития является любознательность и готовность учиться. Четвёртая стадия «Трудолюбие, созидание/ чувство собственной неполноценности» («Компетентность») приходится на школьные годы и является решающей в социальном отношении. На этом этапе жизни ребёнок стремится завоевать признание и заслужить одобрение окружающих, что в будущем становится основой кооперативного участия во взрослой жизни. Пятую стадию «Идентичность/ смятение, путаница ролей» («Верность») характеризует самый глубокий жизненный кризис. Это подростковый возраст, особый способ существования между детством и взрослостью, когда приходится заново проходить все критические этапы развития. Вместе с тем происходит интеграция элементов идентичности, сформированных на предыдущих стадиях - социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность и освоенные умения создают новую целостность личности. Содержание шестой стадии «Интимность/изоляция» («Любовь») составляет поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям. Опасность этой стадии представляет одиночество и стремление избегать контактов, требующих полной близости. Седьмая стадия «Творчество/сосредоточенность на себе» («Забота») рассматривается как центральная на взрослом этапе жизненного пути человека. Развитие личности продолжается благодаря реализации себя в профессии и ощущению своей нужности другим. Восьмая стадия «Цельность/безысходность» («Мудрость») является результатом всех предыдущих стадий и характеризуется достижением новой завершённой формы идентичности и личностной интеграции. На этом этапе возникает мудрость, которую Эриксон определил как отстранённый интерес к жизни как таковой перед лицом смерти. Но подобно тому, как Ахилл никогда не догонит Черепаху, идентичность не может быть достигнута полностью. Ведь человек всё время развивается и изменяется, и всегда есть зазор между тем, кто он есть сейчас и тем, кем он хочет и может быть.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|