Что такое гендерная идентичность

Автор статьи: Дарья Шутова

Психологическая помощь родителям гендерно неконформных и трансгендерных подростков. Часть 5. Аудитория 18+

 

Что такое гендерная идентичность

Идентичность - это динамичная структура, она развивается на протяжении всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Если представить идентичность в виде системы Я-образов, то тогда их разрушение и создание новых может быть обозначено как кризис идентичности.
 
Механизм, порождающий идентичность – это самосознание человека. Идентичность формируется и реализуется с помощью процессов идентификации человека с чем-либо или кем-либо и отчуждения (когда я определяю, что значимо или незначимо для меня), составляющих основу социализации.

Одно из основных базовых стремлений человека – это потребность в принадлежности к тому, что мы считаем хорошим или важным для нас и нашего сообщества. Закономерным и естественным выступает желание любого человека реализовать свое Я, выделиться из общества. Это стремление выражается в непрерывном процессе поиска и конструирования собственной, уникальной персональной идентичности.

Джордж Герберт Мид первым ввёл понятие "идентичность". Под ним он подразумевал несколько аспектов:

* способность человека смотреть на себя со стороны;

* самопонимание, представление человека о самом себе;

* принадлежность человека к определённой социальной группе и осознание им этого факта.

Эго-идентичность - термин известного психолога Эрика Эриксона, означающий целостность личности, тождественность и непрерывность нашего Я (прошлого, настоящего и будущего), несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития.

По Эриксону, обладать идентичностью означает ощущать себя, свое бытие как личности постоянным, независимо от изменения ситуации, роли или самовосприятия. Идентичность это не просто признание себя «кем-то», а это обретение осмысленности собственной жизни, т.е. нахождение себя.

Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые среди окружающих его людей. Усвоение всех этих социальных правил группы придает жизни человека предсказуемый и структурированный характер, а также делает его причастным к какой-то конкретной культуре.

Существует так же телесная составляющая идентичности:

* Идентичность человека определяется тем, что в любой момент времени он привязан к своему организму, тем самым являясь «самим собой»;

* Собственное тело - это место укоренения Я, а также посредник между Я и внешним миром, благодаря которому Я может приписывать себе действия, совершаемые им во внешнем мире;

* Тело является в тоже время источником всех искажений собственного Я.

Выделяют три аспекта идентичности:

1. Осознание временной протяженности собственного существования, когда человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем.

2. Восприятие человеком собственной целостности, единства, тождественности самому себе.

3. Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Формирование идентичности происходит благодаря процессу самоопределения, который требует переосмысления своих связей с окружающими людьми. Таким образом, идентичность может быть понята в двух измерениях. Первое - это временное измерение, которое обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего. Второе - ситуативно- ролевое измерение. Оно удерживает в единстве различные ситуации и роли, в которых выступает человек.

Этапы развития идентичности.

Канадский исследователь Джеймс Марсиа в 1966 году выделил четыре этапа развития идентичности. Более зрелые уровни идентичности взаимосвязаны с более высоким уровнем самоуважения, рефлексии и нравственного сознания, интеллектуальной самостоятельностью и умением брать на себя ответственность.

1. Неопределенная, размытая идентичность – у человека ещё не выработано четких убеждений, он не столкнулся с кризисом идентичности.

2. Досрочная, преждевременная идентичность – включение человека в систему отношений в результате некритичного принятия чужих ценностей, мнений, слепое следование чужому примеру или авторитету. Общественное мнение постоянно давит на человека, начиная с самого рождения, чтобы его критерии оценки себя соответствовали общественно установленным. В итоге растет косность и конформизм.

3. Этап "моратория" - нахождение в процессе нормативного кризиса самоопределения, поиск своего пути. "Мораторий" обычно предполагает высокий уровень тревожности и более развитую рефлексию.

4. Достигнутая, зрелая идентичность – кризис завершен, переход от поиска себя к практической самореализации. Зрелой идентичностью обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Осознание им трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Это конструируемая идентичность, которую человек сам создаёт.

Дж. Мид выделяет несколько видов идентичности:

* неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках; это усвоенный человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит;

* осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении.

Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой.

С одной стороны, общество определяет идентичность человека, задавая нормы и законы ее существования, а с другой стороны, человек задает собственное окружение, выбирая цели, ценности, определяя свои смыслы и потребности. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка.

Появление осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать стереотипным действиям и начинает думать о цели и тактике своего поведения. Однако осознаваемая идентичность не означает полной независимости личности от социума: она формируется при помощи категорий, выработанных в речи.

Успех поддержания идентичности зависит от наличия у человека следующих качеств: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности в обществе.

Гендерная идентичность относится к тому, как люди ощущают себя и свой субъективный опыт, то есть, что значит быть, чувствовать, думайть и действовать как мужчина, женщина или некто, не вписывающийся в эти категории. Это сложная система верований о себе: ощущение маскулинности и феминности, а так же их сочетания в различных пропорциях.

Согласно психиатру-сексологу, известному специалисту в области консультирования и исследования гендерной идентичности Д.Д. Исаеву, гендерная идентичность - это один из компонентов личностной идентичности, который представляет собой психологический конструкт, в значительной степени основанный на личностной переработке своей половой принадлежности, самовосприятия сексуальности и психологических особенностей, пропущенных через стереотипную типологию (гендерную схему), сконструированную обществом.

Компоненты гендерной идентичности:

1) ядерная морфологическая идентичность или анатомическая половая идентичность;

2) гендерный дисплей (набор различных ролей и моделей), образцы гендерного поведения или культурально считываемые проявления «маскулинного» /«феминного» поведения;

3) сексуальная ориентация, предпочтение сексуального партнера или выбор сексуального объекта.

Как взаимосвязаны гендерная идентичность и телесность?

Часто общество на уровне семьи, образовательных учреждений, через СМИ и рекламу так или иначе воздействует на людей, чтобы их тело соответствовало различным гендерным представлениям. Например, люди могут стремиться совершенствовать свои биологические половые различия, делая тела более «мужскими» или «женскими» в плане своей внешности.

Иногда люди чувствуют себя неуютно по поводу особенностей своего тела, если они чаще встречаются у представителей другого пола (заметно выраженный волосяной покров у женщин на лице и на ногах, мужчины маленького роста с недостаточно рельефным торсом). Люди воспринимают такие особенности как чуждые своему «Я». 

Системный взгляд на становление гендерной идентичности позволяет интегрировать биологический, психологический и социальный контекст.

Таким образом, гендерное своеобразие личности является следствием сочетания различных факторов: полового диморфизма, психологических (личностных) различий, социальных и культурно-исторических условий развития человека.

По мере становления и реализации гендерной идентичности усиливается регулирующая и смыслообразующая роль самой личности. Человек может принимать или отвергать гендерные схемы, вплоть до «перекодирования» или «переустановки» гендерной идентичности.

По словам Д.Д. Исаева, гендерные идентичности не имеют четких сущностей и заданности, а конструируются в соответствии с представлениями человека о самом себе и системе бинарных отношений полов в культуре.

Гендерные идентичности - постоянно развивающиеся динамические процессы, поэтому каждый имеет выбор строить ряд меняющихся гендерных идентичностей и позиционировать себя в конкретном контексте и временном измерении, которые служат определенным потребностям человека.

Автор иллюстрации - художница SOYA.

Автор заметки Шутова Дарья - семейный и детский психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор.

Записаться на психологическую консультацию или супервизию можно по тел.:

+7(917)562-84-77.

Сайт: http://www.darpsy.com



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гендерные особенности религиозной идентичности личности.
  • Отличия женщин от мужчин? Гендерная идентичность.
  • Гендерная идентичность. Эссе
  • Идентичность в период кризиса середины жизни
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Идентичность как интегративный критерий психического здоровья личности
  • Половая идентичность: судьба и выбор
  • Как формируется идентичность.
  • А может у меня диссоциативное расстройство идентичности?
  • Право и выбор быть Мужчиной. Психологические аспекты развития мужской идентичности.
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • Кризисы жизни как условия изменения Я - идентичности
  • Группы факторов, влияющих на становление гомосексуальной идентичности
  • Гештальт – консультирование как средство развития идентичности.
  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • Вопросы Идентичности и Развития
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Кризис личностной идентичности на этапе самоопределения и профориентации
  • Женская идентичность. Кризис и конкуренция с матерью.
  • Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет
  • Идентичность
  • Идентичность
  • Идентичность - это что?
  • Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • Начинающему терапевту: признание и профессиональная идентичность.
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Родительская идентичность
  • Метафора и идентичность
  • Идентичность психоаналитика



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь