|
Полоролевая идентичность ребёнка и защита границАвтор статьи: 404
Полоролевая идентификация - это процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола. Проблема полоролевой идентификации подростка и защиты им своих границ очень актуальна в связи с ростом числа неполных семей, где матери вынуждены воспитывать детей без отца (что случается чаще, нежели отец воспитывает ребёнка без матери, поэтому речь в статье пойдёт о материнском воспитании). Ряд экспертов считают, что гомосексуалистами рождаются, а ещё не так давно гомосексуализм относили к психическим расстройствам. Однако факторы внешней среды также могут влиять на полоролевую идентичность. Богом/природой в нас с рождения заложен определённый тип характера. Воспитание и среда может одно - улучшить его или ухудшить. Например, если ребёнок родился с задатками лидера, деструктивное воспитание и прочие внешние факторы (психотравмы) могут сделать его агрессивным. Если в основе характера ребёнка был тревожный радикал, то факторы среды могут усилить эту врождённую черту, и человек вырастет жертвой, не способной сказать "нет" агрессору. Уже с детства формируется сценарий будущей жизни индивида. Если мальчик, например, живёт с мамой и папой, то часто он идентифицирует себя с папой (с представителем своего пола), он старается во многом подражать папе, чему-то у него научиться. Глядя на отношения папы с мамой, ребёнок усваивает модель отношений с женщинами. Если папа никак не участвует в жизни мальчика, это не значит, что он обязательно станет женственным и сменит сексуальную ориентацию, но определённые коррективы в его личность будут внесены. Например, мальчики, как и девочки, выросшие без отца, чаще имеют заниженную самооценку, нерешительны, в их поведении больше выражена феминная часть (нежность, мягкость, чувствительность, ранимость, склонность к эмоциональной зависимости). Если мальчик воспитывался властной, авторитарной, холодной и даже жестокой матерью, у него сформируется ненависть к женщинам и часто злость на мать он будет смещать на своих партнёрш. Бывает, что ненависть к матери и протест против её давления приводит к тому, что мальчик становится скинхедом, рано встаёт на путь преступности. Совершая противоправные действия, он стремится к тому, чтобы, с одной стороны, наказать своего отца (чтобы отец узнал, увидел, до чего дошёл его сын без отцовского внимания), самоутвердиться (почувствовать свою силу, безнаказанность, поддержку товарищей из преступного мира, заработать быстрые деньги - компенсация недополученного в детстве), с другой стороны - выразить протест против материнского контроля. Из рассказа клиентки о своём 12-летнем сыне (воспитывет его без отца):
С этого, собственно, всё и начинается. Подросток, имеющий в базе тревожный радикал, неуверенный в себе, боится своих сверстников, которых считает сильнее себя, и не может сказать им "нет", когда те просят его что-нибудь украсть, покурить с ними за школой, тайком взять деньги у матери и т.д. Либо подросток сам идентифицируется с агрессором и усваивает его черты поведения, т.к. видит в нём сильного товарища, который даст ему необходимую опору и с которым они смогут "проворачивать" разные неблаговидные дела, нарушать закон, демонстрировать свою силу одноклассникам и т.д. То же самое происходит и с девочками, воспитанными в неполной семье, особенно в ситуации, когда им не хватает общения с матерью и отцом, их поддержки, защиты или один из родителей расценивается как жестокий, чрезмерно контролирующий, притесняющий. У девочек, выросших без отца или с жестоким отцом, формируется страх перед мужчинами и заниженная самооценка. Вырастая, они часто становятся жертвами абьюза, могут легко попадать под чужое влияние или сами вести себя агрессивно. Из рассказа одной женщины:
Что следует предпринять, чтобы не допустить нежелательного развития событий? 1. Уделять ребёнку достаточно внимания. После работы выделить хотя бы час, чтобы поговорить с ним, расспросить о всех его проблемах. Ребёнок должен чувствовать, что вы на его стороне, всегда его защитите и поможете ему. 2. Если вам кажется, что ребёнок находится под деструктивным влиянием сверстников и совершает нехорошие и даже опасные для него поступки, не обвиняйте и не критикуйте его, а просто расскажите о последствиях этих поступков (например, "это твой личный выбор, как поступить, но ты должен знать, что если ты что-то украдёшь из магазина, тебя посадят в тюрьму (показать ему фото или видео колонии для малолетних преступников), ты будешь сидеть в этой тюрьме много лет, и там вместе с тобой будут сидеть плохие, злые мальчики, я, твоя мать, не смогу этого пережить, может я заболею от горя, учителя выгонят тебя из школы, все будут говорить о твоём плохом поступке..."). Разговор о последствиях принесёт намного больше пользы, чем ругань и наказания. Убедите ребёнка, что вы находитесь на его стороне, что вы только хотите помочь ему советом, защитить. Если вы будете находиться с ним в конфронтации, он закроется и будет всё от вас скрывать. Если же ребёнок будет дальше видеть в вас друга и доверять вам, то постепенно вы сможете изменить ситуацию в свою пользу. 3. Научите ребёнка способам защищиты своих границ, говорить "нет", когда его заставляют сделать что-то в ущерб себе, прививайте ему самоуважение, волю к победе, ценность собственной личности, мотивируйте на достижение успеха. Если ребёнок будет себя ценить и к чему-то стремиться, если вы дадите понять, что у него есть выбор в любой ситуации, это убережёт его от попадания в ситуацию зависимости от кого-то и чужих манипуляций. 4. Формируйте у ребёнка положительное восприятие представителей противоположного пола, а также полоролевую идентичность (мальчика можно отдать в спортивную секцию по самообороне, прививать ему тягу к мужским занятиям и увлечениям, способствовать, чтобы он больше общался с авторитетными для него мужчинами, чтобы воспитывался на правильных идеалах; то же самое и с девочкой - способствовать развитию у неё феминных качеств, идентификации с материнской ролью через проигрывание сюжетов с куклами на тему семьи, положительного восприятия мужчин, формирование навыков, полезных для будущей жены - умение готовить, убираться в доме, проявлять заботу и т.п. Отлично подойдёт фильмотерапия - просмотр фильмов, где показаны ценности семьи, положительная роль мужчины и женщины). Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям! Чтобы получить мою консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или перейдите по ссылке Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|