Этнокультурная идентичность ребенка

Этнокультурная идентичность ребенка

Идентичность можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.

Сумма знаний о себе как результат анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов  на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Но отношение к этому знанию, принятие себя, возникает  благодаря соотнесению с системой социальных  координат, нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живет человек.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?», «Откуда я».

Знание о своих предках и своей семье — «чувство корней» — помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи, народа и в  жизни в целом, это знание  тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать  значимость собственного жизненного пути.

Многие социологи и психологи, занимающиеся проблемой этнического самоопределения, отмечают, что этническая идентификация человека проходит несколько этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых это заметил швейцарский ученый Ж.Пиаже, рассматривавший процесс становления этнической идентичности через призму трех этапов формирования у ребенка когнитивного образ родины (6-7, 8-9 и 10-11 лет). В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные, знания о своей этнической принадлежности. В дальнейшем результаты многочисленных исследований сдвинули границы появления такой «диффузной идентификации» в строну раннего возраста (3-4 года), но «практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение». Именно поэтому рассматриваемой проблеме формирования этнокультурной идентичности в рамках дошкольного образования.



На протяжении жизни человек стремится к достижению или сохранению позитивной этнокультурной идентичности.

Позитивная этнокультурная идентичность в большой степени основана на благоприятных сравнениях собственной этнокультурной группы с несколькими чужими группами: своя группа должна восприниматься как позитивно отличная от релевантных групп. Так, например, ребенку, воспринимающему себя членом своего народа, для формирования позитивной этнокультурной идентичности необходимо осознавать, что культура его народа по каким-то параметрам (обычай, религия, язык и т. д.) отличается от культуры других народов.

У ребенка в определенном периоде жизни происходит формирование его системы представлений и оценок об этнокультурных особенностях определенной этнокультурной группы, а для появления позитивной оценки своей этнокультурной группы необходимо проводить сравнения своей группы с другими в целях межкультурного диалога.

Как мы уже говорили условием формирования идентичности человека является знание собственных культурных корней и сохранение культурных традиций, в том числе в процессе  игровых — занятий. Народные игры знакомят детей  с материальной и духовной деятельностью каждого народа, с национальным самосознанием этого народа, которое проявляется в традициях, обычаях, нравах и стереотипах мышления, нормах поведения и привычках, регулирует отношения между людьми и природой, передается из поколения в поколение в различных этнокультурных традициях.



        Еще одной формой является устное народное творчество, которое сохранило самобытность, оно отражает глубину нравственных ценностей, представления о таких определяющих категориях, как добро, правда, храбрость, трудолюбие, верность. Фольклорные тексты раскрывают перед ребёнком красоту и меткость  языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка». При знакомстве детей дошкольного периода с поговорками, загадками, пословицами происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. При разучивании речевого материала малых жанров фольклора, таких как пословицы, поговорки, заклички, следует вовлекать детей в активное взаимодействие между собой. Таким образом, организация игровых — занятий способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста, а также формированию у них этнокультурной идентичности.

В центре практической психологии «ВОСПРИЯТИЕ»  идет набор в детские игровые группы, направленные на развитие, в том числе и на этнокультурную идентичность. Знания основаны на традиционных играх и сказках тувинского народа.

Автор статьи: Монгуш Анай-Хаак Мергеновна



Просмотров: 536
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Группы факторов, влияющих на становление гомосексуальной идентичности
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Принятие себя как необходимое условие присутствия в своей жизни
  • «Яблоко не от яблони» или формирования гомосексуальной идентичности
  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Возвращение к своей идентичности, или в поисках пути домой. Статья первая
  • Истинное богатство, которое украли у русского народа
  • О принятии своей сексуальной идентичности
  • Кризисы жизни как условия изменения Я - идентичности
  • Возвращение к своей идентичности. Статья вторая. Родительское напутствие
  • Железная мышеловка форума b17 – «Почём бесплатные психологи для народа»?
  • Развитие и кризис идентичности в возрасте от 18 до 30 лет
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • О влиянии семьи на формирование личностной идентичности
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Упражнение, которое наглядно покажет автор ты своей жизни или нет.
  • Значение игры для детей дошкольного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • «В поиске собственной идентичности».
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Как поставить себя на первое место в своей жизни?
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Путешествие героя – цикл собственной идентичности.
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Как понять: кто я? Формирование эго-идентичности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь