В истории развития культуры феномен фанатизма всегда вызывал повышенный интерес как у философов, так и у религиозных мыслителей, политиков, деятелей культуры, поскольку данное явление в различных своих формах находит отражение во всех сферах общественной жизни.
В современных условиях проблема музыкального фанатизма приобрела особую актуальность. В информационном обществе в процессе нравственной социализации на подростков начинают оказывать влияние новые факторы, в частности печатные СМИ, в то время как значимость традиционных социальных институтов, таких как семья, школа в жизни подростков заметно снижается.
Основной целью нашего исследования являлся анализ социально-психологического феномена музыкального фанатизма как сверхценного психологического увлечения личности.
Увлечение какой-либо деятельностью, достигающей высокой степени выраженности с формированием культа и создания идолов, с подчинением человека и растворением индивидуальности, носит название фанатизм. Фанатичное отношение формируется в том числе в сфере музыки – музыкальный фанатизм. Общей характеристикой фанатизма являются выработка человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам музыкального коллектива, группы, сосредоточение внимания и сил на поддержке кумира. [7, с.298]
При сверхценном увлечении все характеристики обычного увлечения усиливаются до гротеска, объект увлечения становится определяющим вектором поведения человека, оттесняющим на второй план или полностью блокирующим любую иную деятельность.
Существенными признаками сверхценных психологических увлечений считаются: глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения; пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения; утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увлечение; игнорирование любой иной деятельности или увлечения; [7, с.295-296] нежелание принять реальность; инфантильность по отношению ко всему остальному, что не входит в сферу интересов, что не касается увлечения; ощущение эмоциональной незащищенности в отсутствии информации обо всем, что касается увлечения. [1, с.77]
Классическим примером «гиперувлечения» является состояние влюбленности, когда человек может быть полностью сосредоточен на объекте и субъекте эмоционального переживания, игнорировать любые иные стороны жизнедеятельности. [7, с.296] Как правило, фанаты испытывают именно влюбленность по отношению к своим кумирам. Несмотря на то, что предмет их увлечения не является непосредственно доступным, они верят в искренность своих чувств. Такая иррациональная вера представляет собой фанатичную убежденность, коренящуюся на подчинении чьему-то личному или безличному авторитету. [10, с.231]Таким образом, при сверхценном психологическом увлечении происходит «бегство от реальности», или «бегство от свободы», о котором говорил Э.Фромм.
На основании приведенного нами теоретического обзора, нами выделены следующие свойства личности подростков, способствующие формированию музыкального фанатизма:
Наличие одного сверхценного увлечения, которое не оставляет в личности мест ни для каких других интересов. Важный элемент жизни человека – ведущая идея, направляющая сознание человека определенным образом, увлечение чем-либо, несущее важную ценностную нагрузку. [2, с.60] Даже если система ориентации человека совершенно иллюзорна, она удовлетворяет его потребность в некоей осмысленной картине мира. [11, с.63]
Зацикленность на предмете своего поклонения (кумире). Вера в идеал является главной целью желаний и стремлений человека, имеющего сверхценное увлечение. Он просто не подвергает анализу свои чувства, сила его фанатизма именно в том, что он не видит ничего и никого, кроме кумира. [2, с.65]
Выработка стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам музыкального коллектива/кумира. Сверхценное увлечение может заполнить все «пространство» сознания и человек с легкостью подчиниться ему. Кумир становится центром личностных ориентаций субъекта. И если нужно что-то сделать ради своей идеи/идеала/кумира, то эти интересы становятся важнее любых принципов.
Повышенная личностная тревожность. Аффекты, достигающие большой силы и обнаруживающие тенденцию к застреванию, постепенно все больше поглощают мысли индивида, что приводит к возникновению сверхценных идей. [6, с.76]
Действия по психологическим законам групп фанатов. Поскольку человек стремится принадлежать к какой-либо социальной группе и быть признанным ею, социальное влияние в большинстве случаев развивает в нём податливость и уступчивость, которые являются предпосылками некоторой психологической зависимости от определенной группы. [9, с.57] Группа может существовать лишь в таких обстоятельствах, когда ее компоненты подчинены определённым ограничениям, общим идеям и соглашаются ограничить свою личную свободу. [3, с.177]
Неспособность критично отнестись к высказываниям и поведению кумира. Если человек уверен в абсолютности и исключительности своего кумира, то доводы разума его не интересуют. [5, с.47]
Суженный круг общения. В подростковый период складываются избирательные отношения со сверстниками, формируется потребность в интимном общении. Г.Салливен называет эту стадию развития потребности в общении изофилической, подчеркивая тем самым свойственную этой стадии особенность общения с максимально похожими индивидами. Под потребностью в интимном общении понимается способность становиться чувствительным ко всему, что касается друга. Подростки через общение с группой фанатов помогают друг другу на время избавиться от чувства потери идентичности, «стереотипизируя самих себя, свои идеалы и своих общих врагов». [12, с.289]
Арефлексивность. Некоторая «наивность», «первозданность» мышления по сравнению с рефлексивностью сознания. Арефлексивность предполагает замкнутость сознания для осознанного понимания чего-либо. Человек поступает так, как ему велит его внутреннее Я и судит людей с позиции «безгрешного человека», чьи интересы и стремления единственно верные и правильные. [2, с.43]
Нетерпимость к окружающим, вплоть до агрессии. Следствием идентификации фанатичной личности (группы) со своим кумиром является нетерпимость, поскольку в этом случае личность (группа) приобретает чувство избранности или даже превосходства над другими. [5, с.55] Такое поведение может быть необходимой защитой от чувства потери идентичности». [12, с.289] Агрессия в данном случае может быть протестом. Рок-музыка, например, созвучна такому состоянию. И тогда любой повод может вызвать агрессию.
10. Экзальтация – состояние повышенного возбуждения при всем, что связано с кумиром. Примером может служить феномен теряющих самообладание фанатов, когда, подростки рыдают при виде своих кумиров: поп- и рок-звезд. [8, с. 98] Современная жизнь не часто дает подростку возможность почувствовать себя причастным к какому-либо важному действу. Концерт позволяет выплеснуть свою энергию. [4, с. 82]
Описанные свойства личности позволяют уточнить перспективы дальнейшего исследования социально-психологического феномена музыкального фанатизма различными отраслями гуманитарного и социального знания. Материал может быть использован для выработки конкретных форм воспитательной работы в подростковой среде.
Литература:
Вихляева Л. Одержимые// Л.Вихляева. «Психология на каждый день». – 2007. – №3.
Ким В.В. Фанатизм как социальный феномен: Дис…канд.филос.наук: 09.00.11// В.В.Ким.– Москва, 2003.
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности// Я.Л. Коломинский.– Минск, 1976.
Круглова Ю. По ту сторону рампы// Ю.Круглова. «Психология на каждый день».– 2007. – №4.
Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления.: дис…канд.филос.наук: 09.00.11// М.Н. Кузнецова.– Омск, 2003.
Леонгард К. Акцентуированные личности// К.Леонгард: Пер. с нем. В.М. Лещинской; под ред. В.М. Блейхера.– 2-е изд.– Киев, 1989.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие// В.Д. Менделевич.– 5-е изд.– М., 2005.
Паульсен С. Дождь длиною в жизнь// С.Паульсен. Geo. – 2003. – №2.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения// Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой.– М., 1976.
Фромм Э. Бегство от свободы// Э.Фромм: Пер. с англ. Г.Ф. Швейника: общ.ред. П.С. Гуревича.– М., 1990.
Фромм Э. Искусство любить// Э.Фромм: Пер. с англ.; под ред. Д.А. Леонтьева. 2-е изд.– СПб., 2004.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис// Э.Эриксон: Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых.– М., 1996.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.