Как рассказать ребенку о стратегиях поведения в конфликте?

Как рассказать ребенку о стратегиях поведения в конфликте

Когда ребенок приходит в этот мир, мы, взрослые, должны так многому научить его: говорить, узнавать новое, читать и писать, постигать законы Вселенной… Но, наверное, самое главная наша задача – научить ребенка общаться с окружающими людьми. Ведь, в конечном итоге, именно от этого в первую очередь будет зависеть его успешность и удовлетворенность жизнью. Мне кажется, что умение конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях занимает далеко не последнее место в перечне всех коммуникативных  умений, необходимых человеку для счастливой жизни.

Вообще конфликт – штука очень интересная. Отношение психологов к ней кардинально поменялось за последние десятилетия. Если раньше считалось, что конфликт – это однозначное зло, которое нужно постараться максимально изгнать из своей жизни, то сейчас полагают, что конфликты, мало того, что неизбежны, они еще и выполняют ряд совершенно необходимых функций (например, помогают разрешить объективно существующие проблемы, снизить эмоциональное напряжение, перевести отношения на новый, более глубокий, уровень и т.д..).  Поэтому сейчас акцент делается именно на поиске эффективных способов, стратегий поведения в конфликте, которые позволили бы направить его в максимально конструктивное русло.

Вслед за американским психологом К.Томасом стратегии поведения в конфликте классифицируют, исходя их двух основных параметров: стремления соблюсти собственные интересы и готовности помочь второй стороне в удовлетворении ее потребностей (схематично это показано на рисунке).

При избегании никто и ничего не удовлетворяет, мы просто делаем вид, что проблемы не существует. Соперничество и приспособление – это две дополняющие друг друга стратегии, при которой одна сторона получает все, а вторая – практически ничего. Если стороны обе в чем-то уступают, но чего-то добиваются, речь идет о компромиссе. Наконец, если сторонам удается в полной мере реализовать свои цели, это сотрудничество.

Итак, как же можно объяснить все это детям? Вряд ли они обрадуются, если мы будем занудливо чертить на листочке координатную плоскость… Мне очень нравится способ сравнения стратегий поведения в конфликте с разными животными, который я когда-то давно подсмотрела в одном американском пособии. Избегание – это страус, который, как известно, любит прятать голову в песок при малейшей опасности. Исчезнет ли в этом случае опасность и неприятности? Вопрос, конечно, риторический. Соперничество – это тигр. Безжалостный, агрессивный хищник, который сделает все, чтобы получить свою добычу. А приспособление похоже на мишку-коалу, мягкого, ласкового, доброго зверька, который не хочет никого обидеть и прежде всего старается сохранить отношения с окружающими. Олицетворение компромисса – это хитрая лиса, ведь компромисс предполагает своеобразную торговлю друг с другом по принципу «ты мне – я тебе». Наконец, символ сотрудничества – это сова. Мудрая и неторопливая птица. Особенность сотрудничества в том, что оно возможно только в случае, когда стороны конфликта очень подробно выясняют, что же на самом деле нужно каждой из них: оказывается, глубинные потребности участников конфликта очень отличаются от того, что находится на поверхности и открыто высказывается, а иногда даже и осознается. Только «докопавшись» до сути задействованных в конфликте потребностей можно найти решение, устраивающее всех.

Очень полезно дальше прояснить эту информацию на примере какой-либо простенькой истории. Моя любимая история здесь – классический рассказ об апельсине и двух сестрах. Двум сестрам дали один апельсин на двоих. Они обе его хотят. Есть ли здесь конфликт? Конечно. А как они могут вести себя в этой ситуации? Самый простой вариант – взять и выкинуть апельсин, чтобы никому не было обидно (понятное дело, это избегание). Одна из сестер может целиком завладеть вожделенным фруктом и съесть его в гордом одиночестве (это, соответственно, соперничество и приспособление). Апельсин можно разделить пополам, то есть пойти на компромисс. Наконец, сестры могли поговорить друг с другом и выяснить, что младшая хочет апельсин банально съесть, а вот старшая задумала испечь печенье с апельсиновой цедрой, поэтому на вкусную мякоть, собственно, вовсе даже и не претендует. Таким образом обе девочки могли бы получить желаемое в полном объеме, то есть использовать сотрудничество.

Еще с ребенком было бы неплохо поиграть, чтобы информация о стратегиях поведения в конфликте стала более понятной и зримой. Посадить, например, несколько игрушек и разделить между ними конфеты, находясь по очереди в роли «страуса», «тигра», «коалы», «лисы» и «совы».

В будущем полезно будет обсуждать реальные истории из жизни ребенка, проговаривать, какие стратегии поведения использовал он и окружающие, к каким последствиям это привело, как можно было бы поступить по-другому. Хорошо бы даже разыгрывать на эту тему небольшие сценки.

В заключение мне хочется еще напомнить, что, на самом деле, сотрудничество не является стратегией поведения в конфликте, к которой нужно всегда и всюду стремиться. Ситуации бывают разные. Если к вам подходит группа хулиганов в темной подворотне поздно вечером, вряд ли разумно будет выяснять их «глубинные потребности». Кроме того, сотрудничество возможно только если на него согласны все участники конфликта, а кроме того оно требует большого количества времени. В конечном счете, главная цель обучения эффективному поведению в конфликте – сделать это поведение максимально гибким и осознанным. И это справедливо не только по отношению к детям, но и взрослым.



Просмотров: 397
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Почему все так? За что мне это?
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что обо мне подумают, если я начну это делать?
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • А что мне за ЭТО - будет?
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Как это любить себя и что это дает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь